Четверг, 19.06.2025, 13:04
TERRA INCOGNITA

Сайт Рэдрика

Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Книги

Людмила Поликовская / Тайна гибели Марины Цветаевой
15.05.2010, 18:07

   «Ты дал мне детство - лучше сказки, / И дай мне смерть в семнадцать лет!», - это строчки из первого сборника Цветаевой «Вечерний альбом», вышедшего в 1910 г., когда Марине было 18 лет. Один из разделов книги назывался «Только тени». «Тени» тех, кто ушел из жизни, но - незримо - присутствует в здешнем мире. Это прежде всего мать Цветаевой Мария Александровна, умершая, когда будущему Поэту не было еще и 14 лет. Матери - героини других стихов - кончают жизнь самоубийством. (Одно из стихотворений так и называется «Самоубийство».) Есть в «Вечернем альбоме» и «тени» маленькой дочери Горького - Кати Пешковой (в пять лет ее унесла скарлатина) и трехлетнего Сережи - сына знакомой Цветаевой ЛА Тамбурер (всего несколько часов проболел). И многие другие - причем все молодые, прекрасные. Книга посвящалась «Блестящей памяти Марии Башкирцевой» - талантливой художницы, умершей в 23 года. Нотки зависти к ушедшим до срока сквозят в этих стихах.
    В «Воспоминаниях» Анастасии Цветаевой есть глухое упоминание о том, что Марина в юности однажды действительно пыталась покончить с собой («Из отрывков ею сказанного… слов брошенных, я узнала: она выстрелила в себя - револьвер дал осечку. В театре, на ростановском «Орленке»)
    Значит ли все это, что тяга к самоубийству была изначально заложена в характере (психике) Цветаевой и петля, затянувшаяся на ее шее в Елабуге, - закономерный финал?
    Вовсе нет. То был отчасти юношеский максимализм - стремление уйти от «земных низостей дней», пока еще пошлость не затронула юную душу. Отчасти просто бессознательная (подсознательная) дань моде. Во времена Серебряного века - когда и появился «Вечерний альбом» - самоубийства были в чести.
    Пройдет всего несколько лет, и она скажет: «Я так не хотела в землю / С любимой моей земли». Но смерть и мир иной никогда не покинут ни стихи, ни прозу, ни письма Цветаевой. (Впрочем, был ли Поэт, вовсе обошедший эти темы?) «Земля - не все», - об этом она догадалась очень рано. На вопрос, верит ли в Бога, всегда отвечала: «Я не верующая - знающая». Вдохновение посылается - об этом говорил ее собственный опыт. Она не боялась смерти. «Ведь в чем страх? Испугаться». Вот умер любимый поэт Цветаевой Райнер Мария Рильке. Он является ей во сне, но Марина Ивановна уверена: в этом сне - не все сон. А снится (или видится) ей Рильке в большой зале, на балу, «…полный свет, никакой мрачности, и все присутствующие - самые живые, хотя серьезные‹…› Вывод: если есть возможность такого спокойного, бесстрашного, естественного, вне-телесного чувства к «мертвому» - значит, оно есть, значит, оно-то и будет там‹…› Я не испугалась, а‹…› чисто обрадовалась мертвому». И далее, в том же письме к Пастернаку: «Для тебя его смерть не в порядке вещей, для меня его жизнь - не в порядке, в порядке ином, иной порядок».
    Она пишет и самому Рильке - тоже уже после его смерти (точнее, продолжает переписку с ним).
    «Не хочу перечитывать твоих писем, а то я захочу к тебе - захочу туда, - а я не смею хотеть».
    Не смею хотеть - мысли о самоубийстве Цветаева оставила в ранней юности. (Они вернутся к ней только после приезда в СССР и в предчувствии трагедий, еще более страшных, чем те, которые ей довелось пережить.) У нее есть долг перед близкими, есть дело - она пока еще не все написала. И она осуждает тех, кто, как Маяковский или Есенин, самовольно ушли из жизни, оставшись в долгу «перед всем, о чем не успел написать». («Негоже, Сережа! / - Негоже, Володя!»).
    Самоубийство Цветаевой не было запрограммировано ни ее психикой, ни особенностями ее таланта. И жизненных сил ей было не занимать. Не боги, а люди виноваты в том, что сказанное о себе метафорически в «чумном» 1919 г. - «живая душа в мертвой петле» - стало жуткой реальностью в 1941-м.
    «В молчаньи твоего ухода / Упрек невысказанный есть», - писал Борис Пастернак в стихотворении «Памяти Марины Цветаевой». Кому же адресован этот упрек? Не мужу. Хотя, если бы не его служба в ОГПУ и связанное с этим ее - почти насильственное - возвращение в СССР… Но Цветаева была мудра - там, где другие видели ренегатство, она прозрела трагедию. И уж, конечно, не сыну, который единственный из всей семьи был с ней в ее последние дни. (Хотя, конечно, он, как большинство подростков, не всегда и недостаточно был чуток к матери.) И не советским писателям, которые в виде большого одолжения обещали выхлопотать ей должность судомойки. По большому счету - даже и не советской власти, погубившей ее мужа и дочь. Этот молчаливый упрек адресован человечеству, за переделом собственности забывшему о ценностях духовных. («О черная гора, / Затмившая весь свет!» - Курсив наш. - Л.П.). Цветаеву погубила та же сила, которая - под корень скашивала все «лучшие колосья» русской культуры.
    В расцвете своего таланта она писала Рильке: «Смерть любого поэта, пусть самая естественная, противоестественна, т. е. убийство, нескончаема, непрерывна, вечно - ежемгновенно - длящаяся. Пушкин, Блок и - чтобы назвать всех разом - ОРФЕЙ - никогда не может умереть, поскольку он умирает именно теперь (вечно!). В каждом любящем заново, и в каждом любящем - вечно».
    Надо ли говорить, что эти слова Цветаевой в полной мере относятся к ней самой?
-------------------
 "Скачайте всю книгу в нужном формате и читайте дальше" 
 
                                          

Категория: Книги
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Меню сайта

Чат

Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0

 
Copyright Redrik © 2025
Сайт управляется системой uCoz