Воскресенье, 02.02.2025, 15:44
TERRA INCOGNITA

Сайт Рэдрика

Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Книги

Пол Томас / Индия. Эпос, легенды. мифы
08.10.2008, 17:35

   В России издавна интересовались Индией, и слыла она сказочной страной богатств и чудес. В былые времена узнавали на Руси об Индии через гречес¬кие и византийские источники, через арабов, персов. Ранние представления о далекой стране были, действительно, чудесны или, сказать точнее, чудны. В "Сказании об Индийском царстве", греческом сочинении, попавшем на нашу землю после XII века и ставшем весьма популярным у русских (здесь оно, видоизменяясь и переплетаясь с другими произведениями, фактически зажило собственной жизнью), говорилось, что живут там "в одной области немые люди, а в другой — люди рогатые, а в иной земле — трехногие люди, а другие люди девяти сажен, это великаны, а иные люди с четырьмя руками, а иные с шестью, и есть земля, где у людей половина тела песья, а половина человечья, а у других людей очи и рот в груди, в иной же земле у людей сверху большие рты, а другие люди имеют скотьи ноги, есть люди — наполовину птица, наполовину человек..." Рассказывалось, что есть в той земле "петухи, на которых люди ездят", что посреди того царства "течет река из рая", имеется там "песчаное море" и земля, "где родится перец; за ним все люди ходят".
    В XV веке к заветной "индейской" земле отправился тверской купец Афанасий Никитин. Почти шесть лет длилось его многотрудное и опасное путешествие. Путь лежал по Волге и Каспийскому морю до Ширванского царства, а потом — через Персию и Аравийское море — к берегам самой Индии. Наш землепроходец побывал в Индии раньше, чем Васко да Гама "открыл" эту страну для Западной Европы. В своих "Записках о хождении за три моря" Афанасий Никитин талантливо и беспристрастно описал уви¬денную им необыкновенную страну, ее природу, обычаи и нравы ее обитате¬лей, сообщая действительные факты вместо легенд и сказок. Само это сочине¬ние было обнаружено лишь спустя несколько веков крупнейшим русским историком Н.М. Карамзиным, но оно ярко свидетельствует, что и в отдален¬ные от нас времена самые любознательные из наших предков находили путь в Индию.
    В XVI—XVII вв. между Россией и Индией совершаются взаимные по¬пытки сближения, преимущественно через Среднюю Азию, в политике и в торговле. Не один русский купец добрался в эти времена до Индии, а индийс¬кие "торговые гости" в 1625 году уже имели в Астрахани свой гостиный двор, к середине же XVII века добирались и до Москвы, наезжали в Ярославль и другие города, торговали хлопчатобумажными тканями, шелками, кожами.
    Петр I придавал важное значение отношениям с Индией, мечтал проложить путь через Северный Ледовитый океан, чтобы торговать с Китаем и Индией, собирал индийские вещи для своего любимого детища — Кунсткамеры. По¬дарки ему присылал сам Аурангзеб (через знаменитое посольство Семена Ма¬ленького в начале XVIII века; в Индии тогда царствовали Великие Моголы).
    В начале XIX века знания русских об Индии были уже достаточно разно¬сторонними и обширными, и интерес к этой своеобразной стране не ослабевал. Несколько изданий выдержала книга сержанта русской службы Филиппа Ефремова [Чернышева], которого забросила в Индию прихотливая судьба, уго¬товив для этого поначалу роль пленника бухарского эмира. Книга называлась "Десятилетнее странствование и приключение в Бухарин, Хиве, Персии и Ин¬дии и возвращение оттуда через Англию в Россию" и впервые вышла в Санкт-Петербурге в 1786 году.
Многое о природе, городах Индии, ее людях и обычаях стало известно в России после путешествий братьев Атанасовых, Рафаила Данибегова, Габай-дуллы Амирова. В последние годы XVIII столетия Индию посетили и оста¬вили о том записи российские мореплаватели И.Ш. Крузенштерн и Ю.Ш. Лисянский. Большую роль в распространении знаний об индийской культуре сыграл музыкант и ученый Герасим Лебедев, проживший в Индии двенадцать лет. Там он изучил несколько местных языков, познакомился с индийской мифологией, астрономией и литературой, а также, между прочим, создал первый в Индии театр европейского типа.
В XIX веке становятся довольно частыми путешествия русских в Индию. Это были люди из разных слоев общества — ученые, деятели культуры, врачи, художники, просто любознательные туристы. Конечно, туристические поездки в то время могли себе позволить самые знатные и богатые люди. Таким был аристократ А.Д. Салтыков, сумевший осуществить долгое и непростое путеше¬ствие по Индии и Цейлону. Этот человек оставил нам в наследство свои любопытнейшие "Письма об Индии" и неповторимые зарисовки увиденных сцен и пейзажей. Виды природы, памятники архитектуры, городские и сельские типы сохранили для нас также произведения В.В. Верещагина, Н.Н. Грицен¬ко. Царь Николай II, будучи еще наследником престола, посетил Индию во время своего путешествия на Восток в 1890—1891 гг. После этого новые экспонаты опять появились в Кунсткамере: изображения божеств, художествен¬ные изделия, оригинальные виды оружия — изделия из серебра, бронзы, мрамо¬ра, слоновой кости, черного дерева, дорогих тканей.
    С накоплением знаний возрастал и научный интерес к изучению Индии. В 1836 году в Санкт-Петербургском университете впервые было начато преподава¬ние санскрита — древнего языка индийской письменности, в 1858—1859 годах открылся "санскритско—персидский разряд" на факультете восточных языков. Так началась в России непрерывная традиция изучения культуры Индии.
--------------------------------------------------------------------------------------

 "Скачайте всю книгу и читайте дальше"


Категория: Книги
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Меню сайта

Чат

Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0

 
Copyright Redrik © 2025
Сайт управляется системой uCoz