В России издавна интересовались Индией, и слыла она сказочной страной
богатств и чудес. В былые времена узнавали на Руси об Индии через
гречес¬кие и византийские источники, через арабов, персов. Ранние
представления о далекой стране были, действительно, чудесны или,
сказать точнее, чудны. В "Сказании об Индийском царстве", греческом
сочинении, попавшем на нашу землю после XII века и ставшем весьма
популярным у русских (здесь оно, видоизменяясь и переплетаясь с другими
произведениями, фактически зажило собственной жизнью), говорилось, что
живут там "в одной области немые люди, а в другой — люди рогатые, а в
иной земле — трехногие люди, а другие люди девяти сажен, это великаны,
а иные люди с четырьмя руками, а иные с шестью, и есть земля, где у
людей половина тела песья, а половина человечья, а у других людей очи и
рот в груди, в иной же земле у людей сверху большие рты, а другие люди
имеют скотьи ноги, есть люди — наполовину птица, наполовину человек..."
Рассказывалось, что есть в той земле "петухи, на которых люди ездят",
что посреди того царства "течет река из рая", имеется там "песчаное
море" и земля, "где родится перец; за ним все люди ходят".
В XV веке к заветной "индейской" земле отправился тверской купец
Афанасий Никитин. Почти шесть лет длилось его многотрудное и опасное
путешествие. Путь лежал по Волге и Каспийскому морю до Ширванского
царства, а потом — через Персию и Аравийское море — к берегам самой
Индии. Наш землепроходец побывал в Индии раньше, чем Васко да Гама
"открыл" эту страну для Западной Европы. В своих "Записках о хождении
за три моря" Афанасий Никитин талантливо и беспристрастно описал
уви¬денную им необыкновенную страну, ее природу, обычаи и нравы ее
обитате¬лей, сообщая действительные факты вместо легенд и сказок. Само
это сочине¬ние было обнаружено лишь спустя несколько веков крупнейшим
русским историком Н.М. Карамзиным, но оно ярко свидетельствует, что и в
отдален¬ные от нас времена самые любознательные из наших предков
находили путь в Индию.
В XVI—XVII вв. между Россией и Индией совершаются взаимные по¬пытки
сближения, преимущественно через Среднюю Азию, в политике и в торговле.
Не один русский купец добрался в эти времена до Индии, а индийс¬кие
"торговые гости" в 1625 году уже имели в Астрахани свой гостиный двор, к середине же XVII века добирались и до Москвы, наезжали в Ярославль и
другие города, торговали хлопчатобумажными тканями, шелками, кожами.
Петр I придавал важное значение отношениям с Индией, мечтал проложить
путь через Северный Ледовитый океан, чтобы торговать с Китаем и Индией,
собирал индийские вещи для своего любимого детища — Кунсткамеры.
По¬дарки ему присылал сам Аурангзеб (через знаменитое посольство Семена
Ма¬ленького в начале XVIII века; в Индии тогда царствовали Великие
Моголы).
В начале XIX века знания русских об Индии были уже достаточно
разно¬сторонними и обширными, и интерес к этой своеобразной стране не
ослабевал. Несколько изданий выдержала книга сержанта русской службы
Филиппа Ефремова [Чернышева], которого забросила в Индию прихотливая
судьба, уго¬товив для этого поначалу роль пленника бухарского эмира.
Книга называлась "Десятилетнее странствование и приключение в Бухарин,
Хиве, Персии и Ин¬дии и возвращение оттуда через Англию в Россию" и
впервые вышла в Санкт-Петербурге в 1786 году.
Многое о природе, городах Индии, ее людях и обычаях стало известно в
России после путешествий братьев Атанасовых, Рафаила Данибегова,
Габай-дуллы Амирова. В последние годы XVIII столетия Индию посетили и
оста¬вили о том записи российские мореплаватели И.Ш. Крузенштерн и Ю.Ш.
Лисянский. Большую роль в распространении знаний об индийской культуре
сыграл музыкант и ученый Герасим Лебедев, проживший в Индии двенадцать
лет. Там он изучил несколько местных языков, познакомился с индийской
мифологией, астрономией и литературой, а также, между прочим, создал
первый в Индии театр европейского типа.
В XIX веке становятся довольно частыми путешествия русских в Индию. Это
были люди из разных слоев общества — ученые, деятели культуры, врачи,
художники, просто любознательные туристы. Конечно, туристические
поездки в то время могли себе позволить самые знатные и богатые люди.
Таким был аристократ А.Д. Салтыков, сумевший осуществить долгое и
непростое путеше¬ствие по Индии и Цейлону. Этот человек оставил нам в
наследство свои любопытнейшие "Письма об Индии" и неповторимые
зарисовки увиденных сцен и пейзажей. Виды природы, памятники
архитектуры, городские и сельские типы сохранили для нас также
произведения В.В. Верещагина, Н.Н. Грицен¬ко. Царь Николай II, будучи
еще наследником престола, посетил Индию во время своего путешествия на
Восток в 1890—1891 гг. После этого новые экспонаты опять появились в
Кунсткамере: изображения божеств, художествен¬ные изделия, оригинальные
виды оружия — изделия из серебра, бронзы, мрамо¬ра, слоновой кости,
черного дерева, дорогих тканей.
С накоплением знаний возрастал и научный интерес к изучению Индии. В
1836 году в Санкт-Петербургском университете впервые было начато
преподава¬ние санскрита — древнего языка индийской письменности, в
1858—1859 годах открылся "санскритско—персидский разряд" на факультете
восточных языков. Так началась в России непрерывная традиция изучения
культуры Индии. --------------------------------------------------------------------------------------