Конфуций – «учитель учителей», унесший с собой тайну своего знания
На первый взгляд, в этом нет ничего удивительного – сколько известно
случаев, когда реальные исторические персонажи были буквально погребены
под напластованиями мифов, легенд и преданий. Каждый, кто внес вклад в
духовное развитие человечества, сегодня предстает перед нами как
совокупность образов и преданий – именно таковы сегодня и Иисус
Христос, и Будда, и Мухаммед. И, конечно же, Конфуций. Но в
личности Конфуция есть своя тайна – тайна, которую тщательно оберегает
вся китайская традиция, а ей чаще всего следуют и все западные
исследователи и комментаторы. Это – загадка самой личности Конфуция,
загадка его Учения, его посвящения и его школы. Это – загадка его
становления и воспитания, тайна сокрытого смысла его проповеди. И этот
истинный Конфуций не был лишь одним из философов или служивых мужей из
обедневших аристократических семей эпохи Чжоу. Он вообще не был
«философом» в том западном смысле этого понятия, которое в него обычно
вкладывается. Не был он и проповедником неких морально-этических норм и
государственных доктрин, хотя при желании такие мысли можно отыскать в
его высказываниях. В период своей жизни он особенно ничем не
прославился и был чаще гоним, чем привечаем. Он не сумел воплотить в
жизнь практически ни одной своей идеи по поводу «человеколюбивого
управления» царствами, а его статус духовного наставника и проповедника
вызывал у многих скепсис или даже резкое отторжение. Чтобы
«разгадать» Конфуция, чтобы понять коды его слова, надо прежде понять,
чему он сам обучался и что хотел передать. И для этого на время
придется забыть о многих традиционных версиях восприятия Конфуция:
Конфуция – философ, Конфуций – символ китайской нации, Конфуций –
обожествленный мудрец. Так кем же был тот – настоящий Конфуций?
Каким был этот человек без последующих наносов канонизации,
обожествления и превращения в абсолютный символ восточной мудрости?