Жюль Бретон (фр. Jules Adolphe Aime Louis Breton, 1 мая 1827, Па-де-Кале — 5 июля 1906, Париж) — французский художник, жанрист и пейзажист. Сюжеты картин Бретона заимствованы из народной жизни. Большинство его картин носит идиллический характер; они изображают жизнь пастухов или крестьян в поле; исполнение, в общем, отличается реализмом, но сама концепция не чужда некоторой идеалистической окраски. Ван Гог прошёл 200 километров пешком, чтобы попасть к Бретону, но так и не зашел внутрь его мастерской, потому что постеснялся. Этот эпизод встречается в книге А. Перрюшо «Ван Гог», а также у Ирвина Стоуна в книге «Жажда жизни».
Мыслящий человек постоянно оценивает и отбирает. Из океана книг ему
необходимо отобрать для прочтения самые, самые. Самые нужные,
необходимые и, конечно же, самые талантливые. Из истории хорошо
известно, как отбирал древнеримский ученый-энциклопедист Плиний
Старший: из 12 тысяч доступных ему манускриптов — 2000 «томов», а уже
из них составил 35 тысяч «фактов», помещенных в 37 «книгах-главах». А
вот византийский патриарх Фотий признал достойными чтения и изучения
280 произведений от Геродота до Сергия Исповедника (IX век).
Проходят века, меняются нравы, знания о мире, меняется и выбор книг.
Каждая книжная серия — будь то «Литературные памятники», «Жизнь
замечательных людей» или «Библиотека всемирной литературы» — это отбор
ограниченного числа творений по заданному признаку или критерию.
В какой-то точке этот отбор смыкается с рекомендательными списками для
чтения. Такие списки создаются во всех странах (недавно 600 названий
опубликовала знаменитая Энциклопедия «Британика»). Очень интересно
наблюдать за тем, какие творения человеческого разума включают в число
шедевров разные народы и разные исследователи… И вот наш вариант
ста великих книг — вершин человеческой мудрости. Скажем сразу: конечно,
цифра эта (100) заведомо условная. Каков же в таком случае оптимум,
если подойти с точки зрения современной теории библиографии? Ответ —
234 произведения! Понятно, неизбежен шквал недоуменных вопросов. Но
приведенная цифра получена не случайно! Она — результат долгого и
кропотливого исследования — экспертных опросов, анализа существующих
рекомендательных указателей, математической обработки статистических
данных, но главное, конечно, неформализованного анализа всего корпуса
произведений, составляющих ядро мировой книжной культуры.
В освоении морских путей в районе Средиземноморья немалую роль сыграли
отважные финикийские мореходы. Не было такого уголка в бассейне
Средиземного моря, куда бы они ни плавали. Балканы и Крит, Сицилия и
Пиренеи, Причерноморье видели тяжело нагруженные «чернобокие»
финикийские корабли, слышали гортанную финикийскую речь, иногда с
нетерпением, иногда со страхом ожидали появления на горизонте хорошо
знакомых узорчатых парусов. И хотя географические открытия
финикиян далеко не всегда были открытиями в строгом смысле этого слова,
их роль и значение в истории народов Средиземноморья, одного из
важнейших и древнейших культурных очагов человечества, трудно
переоценить. Они способствовали знакомству и культурному сближению
народов этого района. Они оказали значительное влияние на культуру
народов Средиземноморья. Еще и сегодня большинство грамотного населения
земли пользуется алфавитами, которые восходят к угловатым, неуклюжим
знакам финикийской письменности. Вот почему этот давно исчезнувший народ заслужил право на благодарную память человечества.