ДЕЙНЕКА, АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ (1899-1969), русский художник. Родился в Курске 8 (20) мая 1899 в семье железнодорожного рабочего. Учился в Харьковском художественном училище (1915-1917), работал фотографом в угрозыске (1918), оформлял агитпоезда, участвовал в обороне Курска от белых. Продолжил учебу в московском Вхутемасе (Высшие художественно-технические мастерские, 1920-1925); среди наставников особое влияние на него оказал В.А.Фаворский. Испытал также влияние Ф.Ходлера и мастеров немецкого экспрессионизма. В 1925 стал одним из учредителей "Общества станковистов" (ОСТ). Жил в Москве. Его манера, основанная на плакатно-броском ("снайперском", по его выражению) рисунке, сформировалась в процессе работы в журнале "Безбожник" (или "Безбожник у станка", с 1923); в этих рисунках дряхлому старому миру агрессивно противостоит новый — бодрый, полный юношеской энергии. Мотивы спорта или труда всецело доминируют в его картинах с 1920-х годов; революционная тема тоже (к примеру, в знаменитой Обороне Петрограда, 1928, Центральный музей Вооруженных сил; повторение — 1964, Третьяковская галерея) воплощается в телесной пластике героев, устремленных к жертвенной гибели. В 1930-е годы сумрачный колорит (раннего Дейнеки) светлеет, спортивные впечатления (прежде всего — с пляжей Севастополя) слагаются в утопические поэмы о счастливом юном племени, готовом к труду и обороне (Будущие летчики, 1938, Третьяковская галерея). В ряде образов нарастают черты "магического реализма" (Игра в мяч, 1932, там же; некоторые из картин, написанных по впечатлениям от поездок художника в Италию, Францию и США в 1935). Дейнека преподавал в различных вузах (Вхутемас и др.) еще с 1920-х годов, именно в этот период он пользуется максимальным авторитетом у молодежи; энергия его стиля во многом способствует сложению умеренно-оппозиционного "сурового стиля". Вице-президент Академии художеств в 1962-1966. Умер Дейнека в Москве 12 июня 1969.
Александр Никонов — убежденный атеист и известный специалист по
развенчанию разнообразных мифов — анализирует тексты Священного
Писания. С неизменной иронией, как всегда логично и убедительно, автор
показывает, что Ветхий Завет — не что иное, как сборник легенд древних
скотоводческих племен, впитавший эпосы более развитых цивилизаций, что
Евангелие в своей основе — перепевы мифов древних культур и что
церковь, по своей сути, — глобальный коммерческий проект. Книга
несомненно «заденет религиозные чувства» определенных слоев населения.
Тем не менее прочесть ее полезно всем — и верующим, и неверующим, и
неуверенным. Это книга не о вере. Вера — личное, внутреннее, интимное дело каждого человека. А религия и церковь — совсем другое… Для широкого круга читателей, способных к критическому анализу.
В конце 12 столетия восточные берега Балтики от Пруссии до Финляндии
были последним бастионом европейского язычества. Для Рима это виделось
прямым оскорблением Церкви, но балты и финны, проживавшие на этих
землях, небыли варварами. Жизнь их была трудна. Зимы их отечества были
холодны, однако все-таки не столь морозны, как в граничившей с ними
Руси. Это был регион лесов, болот и рек с очень небольшими участками
земли, пригодными для сельхозработ. Здешние болота отделяли народы
Балтии от Руси.. -------------------------- Александр Невский против тевтонских рыцарей Новый Солдат - 167
Моя книга воспоминаний впервые увидела свет на английском языке в Нью-Йоркском издании Феррер и Рейнхерт.
Теперь я с удовольствием иду навстречу желанию издательства
Иллюстрированной России познакомить с моим трудом русского читателя,
предоставив право издания книги на русском языке в виде приложения к
журналу в 1933 году. Я написал эту книгу, не преследуя никаких политических целей и никаких общественных задач.
Просто в соответствии с пережитым я захотел рассказать, что память
сохранила, а главное отметить этапы того пути, который привел меня к
мысли, что единственное ценное в нашей жизни это работа духа и
освобождение живительных сил нашей души от всех пут материальной
цивилизации и ложных идеалов. Я верю, что после тяжелых испытаний в России зародится Царство Духа, Царство освобождения души человека. Не может быть Голгофы без Воскресения. А более тяжкой Голгофы, чем Голгофа Великомученицы России, мир не видел. Будем верить в Царство Духа. Вот что я хотел сказать моим русским читателям.