Это первая в нашей стране подробная биография немецкого философа Артура
Шопенгауэра, современника и соперника Гегеля, собеседника Гете,
свидетеля Наполеоновских войн и революций. Судьба его учения
складывалась не просто. Его не признавали при жизни, а в нашей стране в
советское время его имя упоминалось лишь в негативном смысле,
сопровождаемое упреками в субъективизме, пессимизме, иррационализме,
волюнтаризме, реакционности, враждебности к революционным
преобразованиям мира и прочих смертных грехах. Этот одинокий
угрюмый человек, считавший оптимизм «гнусным воззрением», неотступно
думавший о человеческом счастье и изучавший восточную философию, создал
собственное учение, в котором человек и природа едины, и обогатил
человечество рядом замечательных догадок, далеко опередивших его время.
Биография Шопенгауэра — последняя работа, которую начал писать для
«ЖЗЛ» Арсений Владимирович Гулыга (автор биографий Канта, Гегеля,
Шеллинга) и которую завершила его супруга и соавтор Искра Степановна
Андреева.
ЛИЛЬЕФОРС, Бруно (Liljefors, Bruno) 1860, Упсала — 1939, Стокгольм. Шведский живописец. Учился в Академии художеств Стокгольма (1879—1882), покинул ее, не закончив. Посещал Дюссельдорф, Венецию, Рим, Неаполь, Париж (1882—1883), Мюнхен (1889). В середине 1880-х проводил лето в деревушке Гре-сюр-Луэнь во Франции, где работали и другие скандинавские художники. Выставлялся в парижском Салоне. В дальнейшем жил и работал в Швеции. Член шведского "Художественного союза" (1886—1912). Лильефорс — один из виднейших художников-анималистов. Он любил изображать диких зверей и птиц в их естественной природной среде. Первое произведение мастера в этом жанре — Ястреб и куропатка (1884, Стокгольм, Нац. музей). Среди снежного пейзажа в центре всей композиции — схватившиеся друг с другом птицы. Художнику удалось передать остроту представленного момента, создать выразительный образ родной природы.