Васнецов Виктор Михайлович (Viktor Mikhailovich Vasnetsov, 1848–1926), великий русский художник, один из основоположников русского модерна в его национально-романтическом варианте. Родился в селе Лопьял (Вятская губерния) 3 (15) мая 1848 в семье священника. Учился в духовной семинарии в Вятке (1862–1867), затем в рисовальной школе при петербургском Обществе поощрения художеств (где его наставником был И.Н.Крамской) и в петербургской Академии художеств (1868–1875). Васнецов - основоположник особого «русского стиля» внутри общеевропейского символизма и модерна. Он преобразовал русский исторический жанр, соединив мотивы средневековья с волнующей атмосферой поэтической легенды или сказки; впрочем, и сами сказки зачастую становятся у него темами больших полотен. Среди этих живописных былин и сказок – картины "Витязь на распутье" (1878, Русский музей, Санкт-Петербург), "После побоища Игоря Святославича с половцами" (по мотивам "Слова о полку Игореве", 1880), "Аленушка" (1881),"Три богатыря" (1881–1898), "Царь Иван Васильевич Грозный" (1897; все картины – в Третьяковской галерее, Москва). Некоторые из этих произведений (к примеру, " Три царевны подземного царства", 1881, там же) представляют уже типичные для модерна декоративные картины-панно, переносящие зрителя в мир грез. Тот же мир оживал в новаторских театральных работах Васнецова, в его эскизах к постановке пьесы-сказки А.Н.Островского " Снегурочка" на домашней сцене С.И.Мамонтова в Абрамцево (1881–1882) и одноименной оперы Н.А.Римского-Корсакова в Московской частной русской опере С.И.Мамонтова (1885). Самым же значительным его монументально-декоративным свершением явились росписи киевского Владимирского собора (1885–1896); в них Васнецов стремился обновить византийские каноны, внося в них лирически-личностное начало. После 1905 Васнецов примыкает к монархическому «Союзу русского народа», оформляя в славянских мотивах издания этой организации. Октябрьскую революцию Виктор Михайлович Васнецов, как убежденный монархист и славянофил, не принял. Умер Виктор Михайлович Васнецов в Москве 23 июля 1926 г.
О развернувшейся на просторах Сибири и
Крайнего Севера битве за жизнь повествует эта книга. «Время крови»
бросит читателя в пучину невероятных событий, покажет таинственные
церемонии, жертвоприношения, ритуальные акты, расскажет о военных
традициях туземцев. Хитросплетения сюжетов дают возможность не только
получить удовольствие от приключений, но и знакомят с разными периодами
российской истории, которые никогда ещё не излагались столь увлекательно
и одновременно правдиво.
Я
умру, и столько всякого будут говорить обо мне, что в конце концов
никто не узнает, чем же я была на самом деле. Не так уж это и
важно, скажете вы? Да, конечно. Но эта мысль не дает мне покоя. Вот
почему, пока ещё не поздно, я хочу рассказать о себе, рискуя вызвать
скандал, а также рискуя возбудить к себе жалость. Я лежу на
больничной койке и диктую свои воспоминания, которые поднимаются толпой,
нападают на меня, окружают, и я захлебываюсь в них. Прошлое не стоит
вокруг меня в образцовом порядке: я вижу лица, множество лиц, какие-то
люди расталкивают друг друга и кричат: «Меня, меня сначала!» Есть
счастливые минуты — есть и другие, которых больше. Но что ещё может
случиться со мной до того дня, когда надо будет свести последние счеты?
Там, наверху, я это хорошо знаю, я буду неустанно повторять, как в моей
песне: «Нет, я не жалею ни о чем». Моя борьба против болезни и
смерти, на этот раз выигранная, но ненадолго, заставляет меня подвести
итоги моей жизни. Сначала надо воскресить в памяти мое детство, юность.
Они мне кажутся такими далекими, иногда совсем нереальными, и поэтому у
меня бывает ощущение, что, говоря о себе, я могу невольно солгать.
Есть более интимные, искаженные слухами воспоминания, которые меня
удручают. В своей исповеди я, с твердой надеждой на отпущение грехов,
хочу раз и навсегда освободиться от всего, хочу насколько смогу,
объяснить, кто я и все эти женщины, которыми я была: девчонка Пиаф,
просто Пиаф, Эдит…