Первая
статья этой серии была посвящена пехоте армии Петра 1. В этой статье
рассматриваются в основном история, обмундирование и снаряжение
петровской конницы - как регулярной так и иррегулярной (казачьей). Мы
постараемся показать, каким образом западноевропейская военная мысль
повлияла на традиционную тактику русской конницы и ее эффективность.
Рассматривается также история русской артиллерии 17-18 веков, которая
блестяще зарекомендовала себя как в Полтавском сражении, так и при ряде
осад крепостей, предпринятых армией Петра. Именно в петровское время
артиллерия стала главнейшим родом войск русской армии и оставалась
таковым не только до конца существования империи, но и до Второй Мировой
войны. ------------------------------- Кавалерия Петра I Новый
Солдат - 190
В истории
бывают персонажи, которые собой, всей своей жизнью и поступками
определяют облик целой эпохи. К таким людям, несомненно, относится
Людовик IX Святой (1226-1270), без которого немыслимы не только
французский, но и весь западноевропейский мир XIII века. Жизнь и
личность Людовика Святого оказались запечатлены, в результате
канонизации (продолжавшейся более 20 лет), чрезвычайно подробно, что
позволило современному французскому историку Альберу Гарро воссоздать
очень яркий психологический портрет этого выдающегося человека. ---------------
Шагал Марк Захарович (наст. отчество Хацкелевич) (Chagall Marc), график, живописец, театральный художник, иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства; выходец из России. Один из лидеров мирового авангарда 20 века, Шагал сумел органически соединить древние традиции иудейской культуры с остросовременным новаторством. Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). В 1906 году приехал в Петербург, где в 1906–1909 посещал рисовальную школу при обществе поощрения художеств, студию С.М.Зайденберга и школу Е.Н.Званцевой. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные». Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене - Белле Розенфельд. Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма. Однако, вглядываясь в архаику, в том числе и в русскую икону и лубок (которые оказали на него большое влияние), Шагал примыкает к футуризму и предугадывает будущие авангардные течения. Гротескно-алогичные сюжеты, резкие деформации и ирреально-сказочные цветовые контрасты его полотен оказывают большое влияние на развитие сюрреализма. После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром большевиков губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. В Москве Шагал написал ряд больших настенных панно для Еврейского Камерного театра, тем самым сделав первый значительный шаг к монументальному искусству. Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. Освоив различные гравюрные техники, по заказу Амбруаза Воллара Шагал создал в 1923–1930 годах островыразительные иллюстрации к "Мертвым душам" Николая Васильевича Гоголя и "Басням" Ж.де Лафонтена. К середине 20 века его авторитет художника – живописца, графика, мастера театрального искусства, а также декоративной керамики (которой он занимался с 1950) – получил мировое признание. По мере достижения пика славы его манера – в целом сюрреально - экспрессионистская – становится все легче и раскованней. Не только главные герои, но и все элементы образа парят, слагаясь в созвездия цветных видений. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф. С 1955 началась работа над "Библией Шагала" – так именуют огромный цикл живописных полотен, раскрывающих мир прародителей еврейского народа в удивительно эмоциональной и яркой, наивно-мудрой форме. В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958; витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961; собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970; собора в Реймсе, 1974; церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981; и др.). Эти произведения Марка Шагала радикально обновили язык современного монументального искусства, обогатив его мощным красочным лиризмом. В 1973 Шагал посетил Москву и Санкт-Петербург в связи с выставкой своих работ в Третьяковской галерее. Умер Шагал в Сен-Поль-де-Ванс (Приморские Альпы, Франция) 28 марта 1985 года.