Книги о жизни и творчестве бывают разные. Назидательно-нравоучительные и
пафосно-патетические, построенные по схеме «родился — учился —
женился/не женился — умер». Или же такие, при чтении которых через пару
абзацев начинаешь сомневаться, а на родном ли языке это писано, или это
некое особое наречие, доступное только членам тайного братства
литературоведов и филологов. Так вот, «В тени Гоголя» совсем не
такая книга. И начинается она, как и положено необычной книге, с
эпилога. Собственно говоря, сразу с похорон. А в последней главе мёртвые
воскресают и мы устремляемся «вперёд — к истокам!» И мы, вслед за
автором, проходим путь, обратный тому, который предписан для биографии.
От периода распада и превращения писателя в «живой труп» от литературы
до искромётного начала, когда творчество ещё не представлялось Гоголю
бременем, службой или же долгом перед народом и отечеством. Читая книгу
Андрея Синявского, задумываешься о том, как писатель, стремясь к
совершенству и пытаясь осмыслить каждый свой шаг, разложить свой дар на
составные части, «разъяв гармонию», убивает и свой талант, и себя:
«Иногда кажется, что Гоголь умирал всю свою жизнь, и это уже всем
надоело. Он специализировался на этом занятии, и сравнение с
погребёнными заживо вырывалось у него так часто, как если бы мысль о них
неотступно его точила и мучила». Отбросьте академические
предрассудки, предполагающие, что от каждого чиха в отечественной
литературе надо вдохновенно закатывать глаза и возьмитесь за «В тени
Гоголя». Читайте с удовольствием, ведь главное преимущество этой книги —
живой, не зашоренный взгляд на гоголевские тексты и его героев. ------------------- Форматы - rtf, fb2
Эта книга — биография К.Ф.Рылеева, выдающегося представителя
декабристской поэзии и одного из основных деятелей Северного общества.
Автор показывает окружение Рылеева, говорит об общественных проблемах
России первой четверти XIX века, которые нашли отражение в литературной и
политической деятельности поэта-декабриста. --------------------