Главная »
2011»Февраль»2 » Maurice Quentin de la Tour / Портреты "галантного века"
16:22
Maurice Quentin de la Tour / Портреты "галантного века"
Морис Кантен де Латур (фр. Maurice Quentin de La Tour; 1704 – 1788) - знаменитый французский пастелист и рисовальщик, один из крупнейших портретистов XVIII века. Писал как монументальные репрезентативные портреты, в которых модель изображается в полный рост, так и камерные, интимные (погрудные или поясные). Работал по заказам короля, королевской семьи, двора, богатых буржуа, а также представителей литературных, художественных и театральных кругов. Творческое наследие Морис Кантена де Латура насчитывает свыше 1200 пастелей и рисунков. Учился в Сен-Кантене, затем в Париже у К. Дюпуша, Ж. Ж. Спуда и Ж. Ресту II. Решение Латура стать пастелистом возникло, очевидно, под впечатлением от искусства итальянской художницы-пастелистки Р. Каррьеры, которая посетила Париж в 1720-1721 гг. В 1737 году Латур был причислен к Королевской Академии живописи и скульптуры и с этого момента вплоть до 1765 года регулярно выставлялся в парижском Салоне. В 1748 году Латур показал в Салоне пастельные портреты Людовика XV, Марии Лещинской, маршала Морица Саксонского и дофина Луи Ксавье, герцога Бургундского. В 1750 году он получил должность живописца короля и был удостоен чести написать портрет маркизы де Помпадур, фаворитки Людовика XV, который он выставил в Салоне 1755 году. Особый интерес в творчестве Мориса Кантена де Латура представляют его автопортретные «штудии», которые поражают виртуозной техникой, фантазией и изобретательностью. Латур был страстно увлечен изучением человеческого лица и рисовал его часто отдельно, вне всякого контекста, в виде маски. Проницательный аналитик и тонкий психолог, он умел передать не только индивидуальное своеобразие внешнего облика модели, но и характер человека, его темперамент, эмоциональное состояние. Замечательный физиономист, он обладал редкой способностью запечатлеть подвижную мимику человеческого лица, живой блеск глаз и выразительную улыбку — то озорную, лукавую, кокетливую, то насмешливо-ироническую, надменно-любезную, высокомерно-снисходительную или добродушно-благожелательную. Для ранних его портретов характерны жанровая повествовательность, разнообразие композиционных решений, непринужденные и естественные позы персонажей, экспрессивная мимика. В зрелый период творчества (1760-е) Латур тяготел к простоте, строгости, обобщенности. Неотъемлемой частью творческого наследия мастера являются так называемые preparations — подготовительные эскизы, которые ввиду их формальной и образной завершенности имеют самостоятельную художественную ценность. Эти оригинальные этюды человеческих лиц, в которых пастель сочетается с карандашом, мелом и сангиной, отличаются многообразием приемов штриховки и богатством колористической гаммы. Современники утверждали, что Латур заставлял портретируемого очень долго позировать, назначая многократные сеансы, поэтому слишком нетерпеливые клиенты предпочитали обращаться к Ж. М. Наттье, который писал значительно быстрее. Гордый, независимый, не склонный заискивать перед богатыми меценатами, Морис Кантен де Латур стремился заставить своих высокопоставленных заказчиков уважать труд и достоинство художника. Известно, что он назначал очень высокие цены за свои пастели, говоря при этом, что «богатые должны платить за бедных». Сам Латур неоднократно передавал большие денежные суммы своему родному городу Сен-Кантену на благотворительные цели — в пользу бедных матерей, престарелых ремесленников, а также на учреждение бесплатной школы рисования, которой он завещал основную часть своего творческого наследия. Влияние Латура испытали многие французские портретисты, в том числе его ученик Ж. Дюкре, а также Л. Дюпон и Ж. Б. Перроно.