Жан Франсуа Милле (Jean-François Millet, 1814 — 1875) — французский художник, один из основателей барбизонской школы. Милле родился в семье зажиточного крестьянина из маленькой деревушки Грюши на берегу пролива Ла-Манш близ Шербура. Его художественные способности были восприняты семьёй как дар свыше. Родители дали ему денег и позволили учиться живописи. В 1837 г. он приехал в Париж и два года занимался в мастерской живописца Поля Делароша (1797—1856). С 1840 г. молодой художник начал выставлять свои работы в Салоне. В 1849 г. художник поселился в Барбизоне и прожил там до конца своих дней. Тема крестьянской жизни и природы стала главной для Милле. «Я крестьянин и ничего больше, как крестьянин», — говорил он о себе. 20 января 1875 года художник в возрасте 60 лет скончался в Барбизоне и был похоронен близ деревни Шалли, рядом со своим другом Теодором Руссо. Милле никогда не писал картин с натуры. Он любил ходить по лесу и делать маленькие зарисовки, а потом по памяти воспроизводил понравившийся мотив. Художник подбирал цвета для своих картин, стремясь не только достоверно воспроизвести пейзаж, но и достичь гармонии колорита. Живописное мастерство, стремление без прикрас показать деревенскую жизнь, поставили Жана Франсуа Милле в один ряд с барбизониами и художниками реалистического направления, работавшими во второй половине XIX в.
Автор хотел бы предуведомить любезных читателей, что книга, которую вы
открыли, хотя по форме и похожа на дневник, дневником ни в коем случае
не является. Дневники пишутся ежедневно. На худой конец — с определенной
периодичностью. В записях, представленных здесь, ни того, ни другого
нет. Автор фиксировал свои впечатления, рассказы героини книги и диалоги
с ней от случая к случаю. И делал это на протяжении пяти лет. И для
него стало полной неожиданностью, что некоторые описанные им события
сегодня выглядят так, будто они происходили день за днем. На самом деле
они отстояли друг от друга с недельным, а то и месячным разрывом. Зато
другие, связь меж которыми сейчас трудно установить, в действительности
следовали один за другим с паузой в несколько часов. Одно, без
сомнения, объединяет все рассказанное в книге, — она посвящена актрисе,
которую те, кто видел, забыть не смогут. Актрисе, о которой при ее жизни
слагались легенды, а после ее смерти ей и по сей день приписывают все
новые и новые изречения, будто она не играла в кино и театре, а сидела
где-то в капище и всю жизнь, как пифия, изрекала мудрые мысли и
предсказания Все, что сыграла эта актриса, скажем, в кино,
перечислять нет смысла — оно осталось не в учебниках по истории
советской кинематографии, оно живо. И каждый может из него выбрать по
сердцу — всем хватит. Это актриса на все времена — Фаина Григорьевна Раневская.
Она действительно была человек необычный. Необычность ее начинается с
имени-отчества. В ее паспорте значилось: «Фаина Григорьевна Раневская»,
но в жизни ее чаше всего называли Фаиной Георгиевной Раневской. И устно,
и письменно. — Почему? — спросил я. — Вот уж никогда не
задумывалась над этим! Называют и называют — какая разница как! —
ответила Раневская, а потом добавила: — Может, мне хотят польстить? Ведь
Гришка — Отрепьев, а Георгий — Победоносец! В книге Раневская
почти всегда действует под инициалами «Ф. Г.» —так что между
сторонниками различных вариантов ее отчества раздоров не будет. -----------------