Главная »
2016»Январь»18 » Пантелеймон Кулиш / Отпадение Малороссии от Польши. Том 1
18:19
Пантелеймон Кулиш / Отпадение Малороссии от Польши. Том 1
П.А.
Кулиш (1819-1897) остается фаворитом «української національної
ідеології», многочисленные творцы которой охотно цитируют его ранние
произведения, переполненные антирусскими выпадами. Как и другие
представители первой волны украинофильства, он начал свою деятельность в
1840-е годы с этнографических и литературных изысков, сделавших его
«апостолом нац-вiдродження». В тогдашних произведениях Кулиш, по словам
советской энциклопедии, «идеализировал гетманско-казацкую верхушку».
Мифологизированная и поэтизированная украинская история начала ХIХ в.
произвела на молодого учителя слишком сильное впечатление. Но более
глубокое изучение предмета со временем привело его к радикальной смене
взглядов. Неоднократно побывав в 1850-1880-е годы в Галиции, Кулиш
наглядно убедился в том, что враждебные силы превращают Червонную Русь в
оплот украинства-антирусизма. Борьбе с этими разрушительными
тенденциями Кулиш посвятил конец своей жизни. Отныне Кулиш не видел
ничего прогрессивного в запорожском казачестве, которое воспевал в
молодости. Теперь казаки для него – просто бандиты и убийцы. Ни о каком
государстве они не мечтали. Их идеалом было выпить и пограбить.
Единственной же прогрессивной силой на Украине, покончившей и с
татарскими набегами, и с ляшским засильем, вчерашний казакофил признает
Российскую империю. В своих монографиях «История воссоединения Руси»
(1874-77) и «Отпадение Малороссии от Польши» (1890) Кулиш убедительно
показывает разлагающее влияние запорожской вольницы, этих «диких
по-восточному представителей охлократии» – на судьбы Отчизны. Кулиш,
развернув широкое историческое полотно, представил казачество в таком
свете, что оно ни под какие сравнения с европейскими институтами и
общественными явлениями не подходит. Ни светская, ни церковная власть,
ни общественный почин не причастны к образованию таких колоний, как
Запорожье. Всякая попытка приписать им миссию защитников православия
против ислама и католичества разбивается об исторические источники.
Данные, приведенные П. Кулишом, исключают всякие сомнения на этот счет.
Оба Хмельницких, отец и сын, а после них Петр Дорошенко, признавали себя
подданными султана турецкого - главы Ислама. С крымскими же татарами,
этими «врагами креста Христова», казаки не столько воевали, сколько
сотрудничали и вкупе ходили на польские и на московские украины. На
Кулиша сердились за такое развенчание, но опорочить его аргументацию и
собранный им документальный материал не могли. Нет ничего удивительного,
что с такими мыслями даже в независимой Украине Кулиш остается
полузапретным автором. ----------------- Размер 880 kb Форматы - rtf, fb2, epub