Екатерина Медичи, «Черная королева» (1519—1589), — одна из главных
фигур на шахматной доске политической истории Франции второй половины
XVI века. Ее зловещий образ знаком нам главным образом благодаря
историческим романам и кинофильмам, в которых она обычно выступает как
беспринципная интриганка, отравительница, способная ради власти на любое
преступление. Молва переиначила даже ее прозвище — ведь «Черной
королевой» ее именовали лишь из-за черного цвета одежд — траура, который
она носила по своему безвременно погибшему мужу, королю Генриху II. Но
справедлив ли приговор, вынесенный ей легендой и тиражированный
писателями-романистами? Итальянка, волею судьбы ставшая королевой
Франции, она в течение трех десятилетий управляла ею вместо своих
малолетних или недееспособных сыновей — сначала Франциска II, затем
Карла IX и наконец Генриха III — и, надо сказать, делала это весьма
умело, сохраняя единство страны в условиях жесточайшего политического
кризиса и начавшихся религиозных войн. Несмываемым пятном на ее
репутацию легли события Варфоломеевской ночи — но можно ли на нее одну
возлагать ответственность за резню гугенотов, учиненную в Париже в ночь
на 24 августа 1572 года? И что еще можно поставить в упрек ей? Свой
взгляд на биографию этой незаурядной женщины предлагает автор книги
историк Василий Балакин. ----------------
«После спагетти Клаудия Кардинале — самое прекрасное изобретение
итальянцев», — шутливо сказал снимавшийся с нею голливудский актер Дэвид
Найвен. В своей автобиографической книге звезда не только
итальянского, но и мирового кино, любимая актриса Феллини и Висконти
подробно рассказывает о своем творческом пути, о годах работы и дружбы с
Брижит Бардо, Барброй Стрейзанд, Аленом Делоном, Жан Полем Бельмондо,
Марчелло Мастроянни, Робертом де Ниро и многими другими знаменитостями. ----------------
Выставки Василия Васильевича Верещагина в России, Европе, Америке
вызывали столпотворение. Ценителями его творчества были Тургенев,
Мусоргский, Стасов, Третьяков; Лист называл его гением живописи. Он
показывал свои картины русским императорам и германскому кайзеру,
называл другом президента США Т. Рузвельта, находился на войне рядом с
генералом Скобелевым и адмиралом Макаровым. Художник побывал во многих
тогдашних «горячих точках»: в Туркестане, на Балканах, на Филиппинах.
Маршруты его путешествий пролегали по Европе, Азии, Северной Америке и
Кубе. Он писал снежные вершины Гималаев, сельские церкви на Русском
Севере, пустыни Центральной Азии. Верещагин повлиял на развитие движения
пацифизма и был выдвинут кандидатом на присуждение первой Нобелевской
премии мира. Книга Аркадия Кудри рассказывает о живописце,
привыкшем жить опасно, подчас смертельно рискованно, посвятившем
большинство своих произведений жестокой правде войны и погибшем как воин
на корабле, потопленном вражеской миной. ----------------
Книга рассказывает о специфике писательского труда. Автор ставит своей
задачей выяснить общие закономерности труда писателя, социальные и
психологические условия и предпосылки творчества, рассмотреть все этапы
писательской работы - от первоначальных впечатлений и замысла до
окончательного текста произведения. В книге правомерно исследуются и
проблемы психологии творчества, воспитания писателя, его
подготовленности к литературной работе, и проблемы собственно
писательского труда. Автор привлекает огромный материал как по
литературе XIX века, русской и западной, так и по советской литературе,
сводит воедино и анализирует малоизвестные высказывания писателей о
своем труде, оснащает книгу примерами из творческого опыта отдельных
писателей, с профессиональной тонкостью анализирует творческий процесс
создания художественного произведения. ----------------
В Шотландии мало что изменилось со времен Роберта Бернса и Вальтера
Скотта: высится на скале ничуть не изменившийся Эдинбург, сторожит
истоки реки Форт замок Стерлинг, плодоносит «Пояс» — как называют
местные жители территорию между Эдинбургом и горными районами — и,
разумеется, привлекает и подчиняет своей неоспоримой магии знаменитый
Хайленд. Пусть килты, боннеты и отороченные мехом кошели
превратились в приманку для туристов — шотландцы по-прежнему верны себе и
своему прошлому. ----------------
В классической работе П. Хопкирка описаны два века противостояния (от
эпохи Петра I до Николая II) между двумя великими державами — Англией и
Россией — в Центральной Азии, анализируются их геополитические цели в
этом огромном регионе. Показана острейшая тайная и явная борьба за
территории, влияние и рынки. Изложена история войн России и
последовательного покорения ею владений эмиров и ханов — Ташкента,
Самарканда, Бухары, Хивы, Коканда, Геок-Тепе, Мерва… захвата афганского
Панджшеха, районов Памира. Ярко описаны удивительные и драматические
приключения выдающихся участников Большой Игры — офицеров, агентов и
добровольных исследователей (русских и англичан), многие из которых
трагически погибли. ----------------
В ночь с 25 на 26 октября (с 7 на 8 ноября) 1912 г. русский морской
министр И. К. Григорович срочно телеграфировал Николаю II:
«Всеподданнейше испрашиваю соизволения вашего императорского величества
разрешить командующему морскими силами Черного моря иметь
непосредственное сношение с нашим послом в Турции для высылки
неограниченного числа боевых судов или даже всей эскадры…» Утром 26
октября (8 ноября) Николай II ответил: «С самого начала следовало
применить испрашиваемую меру, на которую согласен». Однако Первая
мировая война началась спустя два года. Какую роль играли Босфор и
Дарданеллы для России и кто подтолкнул царское правительство вступить в
Великую войну? На основании неопубликованных архивных материалов,
советских и иностранных публикаций дипломатических документов автор
рассмотрел проблему Черноморских проливов в контексте англо-российского
соглашения 1907 г., Боснийского кризиса, итало-турецкой войны,
Балканских войн, миссии Лимана фон Сандерса в Константинополе и
подготовки Первой мировой войны. ----------------
В книге авторы рассказывают о первом и главном чуде света Древнего мира
— египетских пирамидах. А также о скифских (то есть, русских) курганах,
которые являются ближайшими родственниками пирамид. Подробно рассказано
о знаменитых загадках египетских пирамид, о том — что это за сооружения
и когда они были построены на самом деле. Оказывается, главная загадка
пирамид — как они были построены? — не так давно была уже разгадана
учеными-химиками. Но большинство египтологов делает вид, будто бы ничего
об этом не знает. Скорее всего, они просто не хотят ничего слышать,
чтобы сохранить за собой право рассказывать старые сказки о том, как
якобы строились пирамиды по их мнению. Мнение это совершенно нелепое, но
именно оно повсеместно звучит сегодня со страниц «научных» трудов и
путеводителей, внедряется в сознание с помощью детски-наивных
документальных и художественных фильмов про «древний» Египет и т. п.? ----------------
Мечта – это первый вариант великих свершений. И не удивительно, что в
нашей стране, в которой осуществляются самые дерзновенные мечты
человека, любят литературу о будущем человечества, о научных свершениях,
укрепляющих власть людей над природой, о чудесной технике завтрашнего
дня. Советская научно фантастическая литература отличается
богатством тематики и формы. Широк ее фронт по времени, пространству и
проблемам; фантасты пытаются раскрыть загадки прошлого и рассказать о
коммунистическом будущем, герои их произведений действуют на Земле,
проникают в микромир и глубины Вселенной, решают научно технические
задачи и осуществляют гигантских масштабов преобразования.
Советская фантастика прошла путь от произведений, в которых элемент
фантастики служил только целям усиления остроты сюжета или романтичности
повествования, до романов, повестей и рассказов большого социального
звучания, подлинной научности, смелого поэтического воображения. Но
каковы бы ни были достоинства отдельных научно фантастических
произведений, в какое бы время они ни были написаны – 20 е или 60 е
годы, – наша научно фантастическая литература всегда отличается большой
человечностью, твердой верой в будущее, серьезностью научного
содержания. В советской фантастике отсутствует характерное для многих
произведений западной, особенно американской фантастики, нагромождение
ужасов, мистика, страх перед машиной Будущего, проповедь вражды между
людьми и людей с разумными существами других миров. В настоящем
сборнике помещены научно фантастические произведения как прошлых лет,
так и современные. Они в какой то мере дают представление о развитии
этого жанра литературы в нашей стране. Рассказы "Невидимый свет”
А.Беляева, "Властелин звуков” М.Зуева Ордынца, "Электронный молот” и
"Мир, в котором я исчез” А.Днепрова, написанные в разное время – первые
два в 20 х годах, вторые – в наши дни, одинаково актуальны, в них
средствами фантастики разоблачаются нравы капиталистического общества.
"Золотая гора” – одна из малоизвестных повестей А.Беляева. Она была
опубликована в 1929 году в просуществовавшем короткое время
ленинградском журнале "Борьба миров”. В "Белом карлике” И.Нечаева,
написанном на рубеже 30 х и 40 х годов, предсказывается появление
атомного оружия. Оба эти произведения являются интересным свидетельством
научного предвидения советской фантастики и одновременно ярко
иллюстрируют, насколько действительность обгоняет самую смелую фантазию.
Среди современных научно фантастических произведений, представленных в
сборнике, по праву почетное место занимают рассказы о завоевании
Космоса. Советские люди проложили человечеству дорогу к звездам, и этот
далекий и загадочный мир стал теперь намного ближе и понятнее.
"Астронавт” В.Журавлевой, "Вторая экспедиция на странную планету”
В.Савченко, "Легенды о звездных капитанах” Г.Альтова – все это рассказы о
покорителе Космоса – человеке коммунистического будущего. Рассказы "Черный лед” Г.Гуревича и "Глубокий поиск” Стругацких привлекают своеобразием тематики.
В сборнике помещены также произведения приключенческого жанра:
небольшая повесть "Вилла Эдит” М.Баринова и рассказ Н.Томана "Секрет
"Королевского тигра”. ----------------
Алексея Николаевича Косыгина по праву называют лучшим главой
правительства в России XX века. О его жизни и деятельности, о загадках
политического долгожительства на советском Олимпе писатель Виктор
Андриянов рассказывает, основываясь на неизвестных архивных документах,
воспоминаниях родных и близких, соратников и товарищей А. Н. Косыгина.
В книге использованы фотографии из личных архивов Т. Д.
Гвишиани-Косыгиной, а также И. П. Казанца, Е. А. Козловского и автора. ----------------