Воскресенье, 19.05.2024, 17:20
TERRA INCOGNITA

Сайт Рэдрика

Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Terra » БИБЛИОТЕКА ПРИКЛЮЧЕНИЙ

А.Стругацкий, Б.Стругацкий / Обитаемый остров
08.01.2009, 14:03
Часть первая
РОБИНЗОН


Максим приоткрыл люк, высунулся и опасливо поглядел на небо. Небо здесь было низкое и какое-то твёрдое, без этой легкомысленной прозрачности, намекающей на бездонность космоса и множественность обитаемых миров, — настоящая библейская твердь, гладкая и непроницаемая. Твердь эта несомненно опиралась на могучие плечи местного Атланта и равномерно фосфоресцировала. Максим поискал в зените дыру, пробитую кораблём, но дыры там не было — там расплывались только две большие чёрные кляксы, словно капли туши в воде. Максим распахнул люк настежь и соскочил в высокую сухую траву.
Воздух был горячий и густой, пахло пылью, старым железом, раздавленной зеленью, жизнью. Смертью тоже пахло, давней и непонятной. Трава была по пояс; неподалёку темнели заросли кустарника, торчали кое-как унылые кривоватые деревья. Было почти светло, как в яркую лунную ночь на Земле, но не было лунных теней и не было лунной туманной голубизны. Всё было серое, пыльное, плоское. Корабль стоял на дне огромной котловины с пологими склонами; местность вокруг заметно поднималась к размытому, неясному горизонту, и это было странно, потому что где-то рядом текла река, большая и спокойная, текла на запад, вверх по склону котловины.
Максим обошёл корабль, ведя ладонью по холодному, чуть влажному его боку. Он обнаружил следы ударов там, где и ожидал. Глубокая неприятная вмятина под индикаторным кольцом — это когда корабль внезапно подбросило и завалило набок, так что киберпилот обиделся и Максиму пришлось спешно перехватить управление, и зазубрина возле правого зрачка — это десять секунд спустя, когда корабль положило на нос и он окривел. Максим снова посмотрел в зенит. Чёрные кляксы были теперь еле видны. Метеоритная атака в стратосфере, вероятность — ноль целых ноль-ноль… Но ведь всякое возможное событие когда-нибудь да осуществляется…
Максим просунулся в кабину, переключил управление на авторемонт, задействовал экспресс-лабораторию и направился к реке. Приключение, конечно, но всё равно рутина. Скука. У нас в ГСП даже приключения рутинные. Метеоритная атака, лучевая атака, авария при посадке. Авария при посадке, метеоритная атака, лучевая атака… Приключения тела.
Высокая ломкая трава шуршала и хрустела под ногами, колючие семена впивались в шорты. С зудящим звоном налетела туча какой-то мошкары, потолклась перед лицом и отстала. Взрослые, солидные люди в Группу Свободного Поиска не идут. У них свои, взрослые, солидные дела, и они знают, что все эти чужие планеты в сущности своей достаточно однообразны и утомительны. Однообразно-утомительны. Утомительно-однообразны… Конечно, если тебе двадцать лет, если ты ничего толком не умеешь, если ты толком не знаешь, что тебе хотелось бы уметь, если ты не научился ещё ценить своё главное достояние — время, если у тебя нет и не предвидится каких-либо особенных талантов, если доминантой твоего существа в двадцать лет, как и десять лет назад, остаётся не голова, а руки и ноги, если ты настолько примитивен, что воображаешь, будто на неизвестных планетах можно отыскать некую драгоценность, невозможную на Земле, если, если, если… то тогда… конечно. Тогда бери каталог, раскрывай его на любой странице, ткни пальцем в любую строчку и лети себе. Открывай планету, называй её собственным именем, определяй физические характеристики, сражайся с чудовищами, буде таковые найдутся, вступай в контакты, буде найдётся с кем, робинзонь помаленьку, буде никого не обнаружишь… И не то чтобы всё это напрасно. Тебя поблагодарят, тебе скажут, что ты внёс посильный вклад, тебя вызовет для подробного разговора какой-нибудь видный специалист… Школьники, особенно отстающие и непременно младших классов, будут взирать на тебя с почтительностью, но учитель при встрече спросит только: «Ты всё ещё в ГСП?» — и переведёт разговор на другую тему, и лицо у него будет виноватым и печальным, потому что ответственность за то, что ты всё ещё в ГСП, он берёт на себя. А отец скажет: «Гм…» — и неуверенно предложит тебе место лаборанта; а мама скажет: «Максик, но ведь ты неплохо рисовал в детстве…»; а Петер скажет: «Сколько можно? Хватит срамиться…»; а Дженни скажет: «Познакомься, это мой муж». И все будут правы, все, кроме тебя. И ты вернёшься в Управление ГСП и, стараясь не глядеть на двух таких же остолопов, роющихся в каталогах у соседнего стеллажа, возьмёшь очередной том, откроешь наугад страницу и ткнёшь пальцем…
Прежде чем спуститься по обрыву к реке, Максим оглянулся. Позади топорщилась, распрямляясь, примятая им трава, чернели на фоне неба корявые деревья, и светился маленький кружок раскрытого люка. Всё было очень привычно. «Ну и ладно, — сказал он себе. — Ну и пусть… Хорошо бы найти цивилизацию, мощную, древнюю, мудрую. И человеческую…» Он спустился к воде. Река действительно была большая, медленная, и простым глазом было видно, как она спускается с востока и поднимается на запад. (Рефракция здесь, однако, чудовищная…) И видно было, что другой берег пологий и зарос густым тростником, а в километре вверх по течению торчат из воды какие-то столбы и кривые балки, перекошенные решётчатые фермы, мохнатые от вьющихся растений. «Цивилизация», — подумал Максим без особенного азарта. Вокруг чувствовалось много железа, и ещё что-то чувствовалось, неприятное, душное, и когда Максим зачерпнул горстью воду, он понял, что это радиация, довольно сильная и зловредная. Река несла с востока радиоактивные вещества, и Максиму стало ясно, что проку от этой цивилизации будет немного, что это опять не то, что контакта лучше и не затевать, а надо проделать стандартные анализы, раза два незаметно облететь планету по экватору и убираться восвояси, а на Земле передать материалы серьёзным, много повидавшим дядям из Совета галактической безопасности и поскорее забыть обо всём. Забыть обо всём…
Он брезгливо отряхнул пальцы и вытер их о песок, потом присел на корточки, задумался. Он попытался представить себе жителей этой планеты, вряд ли благополучной планеты. Где-то за лесами был город, вряд ли благополучный город: грязные заводы, дряхлые реакторы, сбрасывающие в реку радиоактивные помои, некрасивые, дикие дома под железными крышами, много стен и мало окон, грязные промежутки между домами, заваленные отбросами и трупами домашних животных, большой ров вокруг города и подъёмные мосты… Хотя нет, это было до реакторов. И люди. Он попытался представить себе этих людей, но не смог. Он знал только, что на них очень много надето, они были прямо-таки запакованы в толстую грубую материю, и у них были высокие белые воротнички, натирающие подбородок. Потом он увидел следы на песке.
Это были следы босых ног. Кто-то спустился с обрыва и ушёл в реку. Кто-то с большими широкими ступнями, тяжёлый, косолапый, неуклюжий — несомненно, гуманоид, но на ногах у него было по шесть пальцев. Постанывая и кряхтя, сполз с обрыва, проковылял по песку, с плеском погрузился в радиоактивные воды и, фыркая и храпя, поплыл на другой берег, в тростники. Не снимая высокого белого воротничка…
Яркая голубая вспышка озарила всё вокруг, словно ударила молния, и сейчас же над обрывом загрохотало, зашипело, затрещало огненным треском. Максим вскочил. По обрыву сыпалась сухая земля, что-то с опасным визгом пронеслось в небе и упало посередине реки, подняв фонтан брызг вперемешку с белым паром. Максим торопливо побежал вверх по обрыву. Он уже знал, что случилось, только не понимал почему, и он не удивился, когда увидел на том месте, где только что стоял корабль, клубящийся столб раскалённого дыма, гигантским штопором уходящий в фосфоресцирующую небесную твердь. Корабль лопнул, лиловым светом полыхала керамитовая скорлупа, весело горела сухая трава вокруг, пылал кустарник, и занимались дымными огоньками корявые деревья. Яростный жар бил в лицо, и Максим заслонился ладонью и попятился вдоль обрыва — на шаг, потом ещё на шаг, потом ещё и ещё… Он пятился, не отрывая слезящихся глаз от этого великолепной красоты жаркого факела, сыплющего багровыми и зелёными искрами, от этого внезапного вулкана, от бессмысленного буйства распоясавшейся энергии.
«Нет, отчего же… — потерянно думал он. — Явилась большая обезьяна, видит — меня нет, забралась внутрь, подняла палубу — сам я не знаю, как это делается, но она сообразила, сообразительная такая была обезьяна, шестипалая, — подняла, значит, палубу… Что там в кораблях под палубой?.. Словом, нашла она аккумуляторы, взяла большой камень — и трах!.. Очень большой камень, тонны в три весом, — и с размаху… Здоровенная такая обезьяна… Доконала она всё-таки мой корабль своими булыжниками — два раза в стратосфере и вот здесь… Удивительная история… Такого, кажется, ещё не бывало. Что же мне, однако, теперь делать? Хватятся меня, конечно, скоро, но даже когда хватятся, то вряд ли подумают, что такое возможно: корабль погиб, а пилот цел… Что же теперь будет? Мама… Отец… Учитель…»
Он повернулся спиной к пожару и пошёл прочь. Он быстро шёл вдоль реки; всё вокруг было озарено красным светом; впереди металась, сокращаясь и вытягиваясь, его тень на траве. Справа начался лес, редкий, пахнущий прелью, трава сделалась мягкой и влажной. Две большие ночные птицы с шумом вырвались из-под ног и низко над водой потянули на ту сторону. Он мельком подумал, что огонь может нагнать его, и тогда придётся уходить вплавь и это будет неприятно; но красный свет вдруг померк и погас совсем, и он понял, что противопожарные устройства, в отличие от него, разобрались всё-таки, что к чему, и выполнили своё назначение с присущей им тщательностью. Он живо представил себе закопчённые, оплавившиеся баллоны, нелепо торчащие посреди горячих обломков, испускающие тяжёлые облака пирофага и очень собой довольные…
«Спокойствие, — думал он. — Главное — не пороть горячку. Время есть. Собственно говоря, у меня масса времени. Они могут искать меня до бесконечности: корабля нет и найти меня невозможно. А пока они не поймут, что произошло, пока не убедятся окончательно, пока не будут полностью уверены, маме они ничего не сообщат… А я уж тут что-нибудь придумаю…»
Он миновал небольшую прохладную топь, продрался сквозь кусты и оказался на дороге, на старой, потрескавшейся бетонной дороге, уходящей в лес. Он подошёл к краю обрыва, ступая по бетонным плитам, и увидел ржавые, обросшие вьюном фермы, остатки какого-то крупного решётчатого сооружения, полупогруженные в воду, а на той стороне — продолжение дороги, едва различимое под светящимся небом. По-видимому, здесь когда-то был мост. И по-видимому, этот мост кому-то мешал, и его свалили в реку, отчего он не стал ни красивее, ни удобнее. Максим сел на край обрыва и спустил ноги. Он обследовал себя изнутри, убедился, что горячки не порет, и стал размышлять.
«Главное я нашёл. Вот тебе дорога. Плохая дорога, грубая дорога и к тому же старинная дорога, но всё-таки это дорога, а на всех обитаемых планетах дороги ведут к тем, кто их строил. Что мне нужно? Пищи мне не нужно. То есть я бы поел, но это работают дремучие инстинкты, которые мы сейчас подавим. Вода мне понадобится не раньше чем через сутки. Воздуху хватает, хотя я предпочёл бы, чтобы в атмосфере было поменьше углекислоты и радиоактивной грязи. Так что ничего низменного мне не нужно. А нужен мне небольшой, прямо скажем, примитивный нуль-передатчик со спиральным ходом. Что может быть проще примитивного нуль-передатчика? Только примитивный нуль-аккумулятор…» Он зажмурился, и в памяти отчётливо проступила схема передатчика на позитронных эмиттерах. Будь у него детали, он бы собрал эту штуку в два счёта, не раскрывая глаз. Он несколько раз мысленно проделал сборку, а когда раскрыл глаза, передатчика не было. И ничего не было. «Робинзон, — подумал он с некоторым даже интересом. — Максим Крузое. Надо же, ничего у меня нет. Шорты без карманов и кеды. Но зато остров у меня — обитаемый… А раз остров обитаемый, значит, всегда остаётся надежда на примитивный нуль-передатчик». Он старательно думал о нуль-передатчике, но у него плохо получалось. Он всё время видел маму, как ей сообщают: «Ваш сын пропал без вести», и какое у неё лицо, и как отец трёт себе щёки и растерянно озирается, и как им холодно и пусто… «Нет, — сказал он себе, — об этом думать не разрешается. О чём угодно, только не об этом, иначе у меня ничего не получится. Приказываю и запрещаю. Приказываю не думать и запрещаю думать. Всё». Он поднялся и пошёл по дороге.
Лес, вначале робкий и редкий, понемногу смелел и подступал к дороге всё ближе. Некоторые наглые молодые деревца взломали бетон и росли прямо на шоссе. Видимо, дороге было несколько десятков лет — во всяком случае, несколько десятков лет ею не пользовались. Лес по сторонам становился всё выше, всё гуще, всё глуше, кое-где ветви деревьев переплетались над головой. Стало темно; то справа, то слева в чаще раздавались громкие гортанные возгласы. Что-то шевелилось там, шуршало, топотало. Один раз шагах в двадцати впереди кто-то приземистый и тёмный, пригнувшись, перебежал дорогу. Звенела мошкара. Максиму вдруг пришло в голову, что край настолько запущен и дик, что людей может не оказаться поблизости, что добираться до них придётся несколько суток. Дремучие инстинкты пробудились и вновь напомнили о себе. Но Максим чувствовал, что здесь вокруг очень много живого мяса, что с голоду здесь не пропадёшь, что всё это вряд ли будет вкусно, но зато интересно будет поохотиться. И поскольку о главном ему было думать запрещено, он стал вспоминать, как они охотились с Петером и с егерем Адольфом: голыми руками, хитрость против хитрости, разум против инстинкта, сила против силы. Трое суток, не останавливаясь, гнать оленя через бурелом, настигнуть и повалить на землю, схватив за рога… Оленей здесь, возможно, и нет, но в том, что здешняя дичь съедобна, сомневаться не приходится: стоит задуматься, отвлечься — и мошкара начинает неистово жрать, а как известно, съедобный на чужой планете с голоду не умрёт… Недурно было бы здесь заблудиться и провести годик-другой, скитаясь по лесам. Завёл бы себе приятеля — волка какого-нибудь или медведя, ходили бы мы с ним на охоту, беседовали бы… Надоело бы, конечно, в конце концов, да и не похоже, чтобы в этих лесах можно было бродить с приятностью: слишком много вокруг железа — дышать нечем… И потом, всё-таки сначала нужно собрать нуль-передатчик…
Он остановился, прислушиваясь. Где-то в глубине чащи раздавался монотонный глухой рокот, и Максим вспомнил, что уже давно слышит этот рокот, но только сейчас обратил на него внимание. Это было не животное и не водопад — это был механизм, какая-то варварская машина. Она хрипела, взрыкивала, скрежетала металлом и распространяла ржавые запахи. И она приближалась.
Максим пригнулся и, держась поближе к обочине, бесшумно побежал навстречу, а потом остановился, едва не выскочив с ходу на перекрёсток. Дорогу под прямым углом пересекало другое шоссе, очень грязное, с глубокими, безобразными колеями, с торчащими обломками бетонного покрытия, дурно пахнущее и очень, очень радиоактивное. Максим присел на корточки и поглядел влево. Рокот двигателя и металлический скрежет надвигались оттуда. Оно приближалось.
Через минуту оно появилось. Бессмысленно огромное, горячее, смрадное, всё из клёпаного металла, попирающее дорогу чудовищными гусеницами, облепленными грязью, не мчалось, не катилось — пёрло горбатое, неопрятное, дребезжа отставшими листами железа, начинённое сырым плутонием пополам с лантанидами, беспомощное, угрожающее, без людей, тупое и опасное перевалилось через перекрёсток и попёрло дальше, хрустя и визжа раздавливаемым бетоном, оставив за собой хвост раскалённой духоты, скрылось в лесу и всё рычало, ворочалось, взрёвывало, постепенно затихая…
Максим перевёл дух, отмахнулся от мошкары. Он был потрясён. Ничего столь нелепого и жалкого он не видел никогда в жизни. «Да, — подумал он, — позитронных эмиттеров мне здесь не достать». Он поглядел вслед чудовищу и вдруг заметил, что поперечная дорога — не просто дорога, а просека, узкая щель в лесу: деревья не закрывали над нею неба, как над шоссе. «Может, догнать его? — подумал он. — Остановить, погасить котёл…» Он прислушался. В лесу стояли шум и треск, чудовище ворочалось в чаще, как гиппопотам в трясине, а потом рокот двигателя снова начал приближаться. Оно возвращалось. Снова сопение, рык, волна смрада, лязг и дребезг, и вот оно опять переваливает через перекрёсток и прёт туда, откуда только что вышло… «Нет, — сказал Максим, — не хочу я с ним связываться. Не люблю я злых животных и варварских автоматов…» Он подождал, вышел из кустов и одним прыжком перемахнул через заражённый перекрёсток.
Некоторое время он шёл очень быстро, глубоко дыша, освобождая лёгкие от испарений железного гиппопотама, а затем снова перешёл на походный шаг. Он думал о том, что увидел за первые два часа жизни на своём обитаемом острове, и пытался сложить все эти несообразности и случайности в нечто логически непротиворечивое. Однако это было слишком трудно. Картина получалась сказочной, а не реальной. Сказочным был этот лес, набитый старым железом, сказочные существа перекликались в нём почти человеческими голосами; как в сказке, старая, заброшенная дорога вела к заколдованному замку, и невидимые злые волшебники старались помешать человеку, попавшему в эту страну. На дальних подступах они забросали его метеоритами — ничего не получилось, и тогда они сожгли корабль, поймали человека в ловушку, а потом натравили на него железного дракона. Дракон, однако, оказался слишком стар и глуп, и они, наверное, уже поняли свою промашку и готовят теперь что-нибудь посовременнее…
— Послушайте, — сказал им Максим, — я ведь не собираюсь расколдовывать замков и будить ваших летаргических красавиц; я хочу только встретиться с кем-нибудь из вас, кто поумнее, кто поможет мне с позитронными эмиттерами…
Но злые волшебники гнули своё. Сначала они положили поперёк шоссе огромное гнилое дерево, затем разрушили бетонное покрытие, вырыли в земле большую яму и наполнили её тухлой радиоактивной жижей, а когда и это не помогло, когда мошкара притомилась кусать и разочарованно отстала, уже к утру выпустили из леса холодный злой туман. От тумана Максиму стало зябко, и он пустился бегом, чтобы согреться. Туман был липкий, маслянистый, попахивал мокрым металлом и тлением, но вскоре запахло дымом, и Максим понял, что где-то неподалёку горит живой огонь.
Занимался рассвет, небо засветилось утренней серостью, когда Максим увидел в стороне от дороги костёр и невысокое каменное строение с провалившейся крышей, с пустыми чёрными окнами, старое, заросшее мохом. Людей видно не было, но Максим чувствовал, что они где-то неподалёку, что они недавно были здесь и, может быть, скоро вернутся. Он свернул с шоссе, перескочил придорожную канаву и, утопая по щиколотку в гниющих листьях, приблизился к костру.
Костёр встретил его добрым первобытным теплом, приятно растревожившим дремучие инстинкты. Здесь всё было просто. Можно было, не здороваясь, присесть на корточки, протянуть руки к огню и молча ждать, пока хозяин, так же молча, подаст горячий кусок и горячую кружку. Хозяина, правда, не было, но над костром висел закопчённый котелок с остро пахнущим варевом, поодаль валялась пустая плетёная корзина с круглым дном, моток тонкого металлического троса и ещё какие-то металлические и пластмассовые предметы непонятного назначения.
Максим посидел у костра, погрелся, глядя на огонь, потом поднялся и зашёл в дом. Собственно, от дома осталась только каменная коробка. Сквозь проломленные балки над головой светлело утреннее небо, на гнилые доски пола было страшно ступить, а по углам росли гроздья малиновых грибов — ядовитых, но, если их хорошенько прожарить, вполне годных к употреблению.
Впрочем, мысль о еде сразу пропала, когда Максим разглядел в полутьме у стены чьи-то кости вперемешку с выцветшими лохмотьями. Ему стало неприятно, он повернулся, спустился по разрушенным ступенькам и, сложив ладони рупором, заорал на весь лес:
— Ого-го, шестипалые!
Эхо почти мгновенно увязло в тумане между деревьями, никто не отозвался, только сердито зацокали какие-то пичуги над головой.
Максим вернулся к костру, подкинул в огонь веток и заглянул в котелок. Варево кипело. Он поглядел по сторонам, нашёл что-то вроде ложки, понюхал её, вытер травой и снова понюхал. Потом он осторожно снял сероватую накипь и стряхнул её на угли. Помешал варево, зачерпнул с краю, подул и, вытянув губы, попробовал. Оказалось, недурственно, что-то вроде похлёбки из печени тахорга, только острее. Максим отложил ложку, бережно, двумя руками снял котелок и поставил на траву. Потом он снова огляделся и сказал громко:
— Завтрак готов!
Его не покидало ощущение, что хозяева где-то рядом, но видел он только неподвижные, мокрые от тумана кусты, чёрные корявые стволы деревьев, а слышал лишь треск костра, да хлопотливую птичью перекличку.
— Ну ладно, — сказал он вслух. — Вы как хотите, а я начинаю контакт.
Он очень быстро вошёл во вкус. То ли ложка была велика, то ли дремучие инстинкты разыгрались не в меру, но он и оглянуться не успел, как выхлебал треть котелка. Тогда он с сожалением отодвинулся, посидел, прислушиваясь к вкусовым ощущениям, тщательно вытер ложку; но не удержался — ещё раз зачерпнул, с самого дна, этих аппетитных, тающих во рту коричневых ломтиков, похожих на трепанги, совсем отодвинулся, снова вытер ложку и положил её поперёк котелка. Теперь было самое время утолить чувство благодарности.
Он вскочил, выбрал несколько тонких прутиков и отправился в дом. Осторожно ступая по трухлявым доскам и стараясь не оглядываться на останки в тени, он принялся срывать грибы и нанизывать на прутик малиновые шляпки, выбирая самые крепкие. «Вас бы посолить, — думал он, — да поперчить немного, но ничего, для первого контакта сойдёт и так. Мы вас подвесим над огоньком, и вся активная органика выйдет из вас паром, и станете вы объедение, и станете вы первым моим взносом в культуру этого обитаемого острова…»
И вдруг в доме стало чуть-чуть темнее, и он тотчас же ощутил, что на него смотрят. Он вовремя подавил в себе желание резко повернуться, сосчитал до десяти, медленно поднялся и, заранее улыбаясь, повернул голову.
В окне смотрело на него длинное тёмное лицо с унылыми большими глазами, с уныло опущенными углами губ, смотрело без всякого интереса, без злобы и без радости, смотрело не на человека из другого мира, а так, на докучное домашнее животное, опять забравшееся, куда ему не велено. Несколько секунд они смотрели друг на друга, и Максим ощущал, как уныние, исходящее от этого лица, затопляет дом, захлёстывает лес, и всю планету, и весь окружающий мир, — и всё вокруг стало серым, унылым и плачевным: всё уже было, и было много раз, и ещё много раз будет, и не предвидится никакого спасения от этой серой, унылой, плачевной скуки. Затем в доме стало ещё темнее, и Максим повернулся к двери.
Там, расставив крепкие короткие ноги, загородив широкими плечами весь проём, стоял сплошь заросший рыжим волосом коренастый человек в безобразном клетчатом комбинезоне. Сквозь буйные рыжие заросли на Максима глядели буравящие голубые глазки, очень пристальные, очень недобрые и тем не менее какие-то весёлые — может быть, по контрасту с исходившим от окна всемирным унынием. Этот волосатый молодчик тоже явно не впервые видел пришельцев из другого мира, но он привык обходиться с этими надоевшими пришельцами быстро, круто и решительно — без всяких там контактов и прочих ненужных сложностей. На шее у него висела на кожаном ремне толстая металлическая труба самого зловещего вида, и выхлопное отверстие этого орудия расправы с пришельцами он твёрдой грязной рукой направлял прямо Максиму в живот. Сразу было видно, что ни о высшей ценности человеческой жизни, ни о Декларации прав человека, ни о прочих великолепных изобретениях высшего гуманизма, как и о самом гуманизме, он слыхом не слыхал, а расскажи ему об этих вещах — не поверил бы.
------------------------------------
Категория: БИБЛИОТЕКА ПРИКЛЮЧЕНИЙ
Всего комментариев: 321 2 »
1 Nativ   (31.12.2009 18:27) [Материал]
Очень кстати здесь эта книга! Спасибо!
Срочно начала вчера читать. 2 января должны показать по ТВ бондарчукскую фильму. Надо ж посмотреть чо он там наваял!
Может все же успею прочитать... хотя время сейчас, конечно, я выбрала неподходящее... праздник... приходится отвлекаться. :)

2 кибитцер   (01.01.2010 13:44) [Материал]
читай... но не смотри фильм - разочаруешься

3 Redrik   (01.01.2010 13:49) [Материал]
читай... но не смотри фильм - разочаруешься
Не факт. )) Секспильный мальчик с губками как ковш у эскаватора. Большинству женщин очень нравится фильм.. ))

4 dirpit   (01.01.2010 15:39) [Материал]
Только не убивайте сразу: Стругацких не читала, фильм - отвратный, а мальчика с губками, наверное, взяли для привлечения женской аудитории)))

5 Redrik   (01.01.2010 15:45) [Материал]
То, что не читала Обитаемый остров - не прощу. Даже не надейся.. )) Плохо что теперь если возмешься читать, этот губастенький будет все время накладываться на восприятие книги...

6 dirpit   (01.01.2010 15:46) [Материал]
Отож)))

7 Lich   (01.01.2010 16:48) [Материал]
Бондарчука за выбор такого гламурного Мака Сима нужно как явного"выродка" на строительство башен отправить! :-))

8 Nativ   (05.01.2010 00:48) [Материал]
Да ладно вам придиратьцца-то! :)) Ну губки слегка великоваты канешна, а так все при нем! :)
А как вам Рада понравилась? Мне - не очень. Личико ничего, а вот фигурка тяжеловата, полегче надо бы... но это я тоже придираюсь :)

Книгу читать мне было интесней, чем смотреть фильм. Хотя отдельные эпизоды показались ярче книжных (например, внутри субмарины).

Интересно, читал ли кто и подцензурный, и бесцензурный вариант книги? Сильно они различаются?
И еще спрашиваю у тех, кто читал эту книгу в доперестроечное время... Рядовые читатели, читающие "Обитаемый остров" в советское время, усматривали в книге эзопов язык, связывали книгу с политикой коммунизма или фашизма, воздействием СМИ на общество и идеологической пропагандой ?


9 Redrik   (05.01.2010 01:20) [Материал]
"Рядовые читатели, читающие "Обитаемый остров" в советское время, усматривали в книге эзопов язык, связывали книгу с политикой коммунизма или фашизма, воздействием СМИ и идеологической пропагандой на общество?"

Совсем ты в трех соснах запуталась..
У Стругацких, в книге. молодой пацан, комсомолец, из коммунистического Мира Полдня, попадает в неправильный, вывихнутый некоммунистический мир.
У Бондарчука - гомикообразный герой попадает из идеального гламурного капиталистического общества, из мира "Дом-2", Кати Гордон и "Рублевка лайф" в мир неправильного коммунистического общества. каким его изображают воспаленные мозги либералов. ))
Разницу видишь? ))Е сть такая поговорка: "Учебники истории всегда пишут победители". Но на самом деле, победители и книжки тоже экранизируют...


10 Gess   (05.01.2010 01:31) [Материал]
Рядовые читатели, читающие "Обитаемый остров" в советское время, усматривали в книге эзопов язык, связывали книгу с политикой коммунизма или фашизма, воздействием СМИ на общество и идеологической пропагандой

Это из чьего журналистского мозга ты взяла сие утверждение Наташ?


11 Nativ   (05.01.2010 01:42) [Материал]
Не согласна я с такой трактовкой. Уж скорее киношный парень Максим попадает в жестокое олигархическое общество.

У Стругацких, в книге. молодой пацан, комсомолец, из коммунистического Мира Полдня, попадает в неправильный, вывихнутый некоммунистический мир.
Очень даже допускаю, что таков был замысел Стругацких. Не знаю.. Надо об этом почитать. Может они говорили что-то в интервью.
Но! Разве этот "некоммунистический мир", про который ты говоришь, не напоминает тогдашний СССР с его пропагандой? Книга подверглась цензуре. Это говорит само за себя.


12 Nativ   (05.01.2010 01:49) [Материал]
Это из чьего журналистского мозга ты взяла сие утверждение Наташ?

Что у меня своих мозгов нет? :)) Сама додумалась. :))


13 Gess   (05.01.2010 01:55) [Материал]
Что у меня своих мозгов нет? :)) Сама додумалась. :))

Понятно. Ну в принципе неудивительно. Сейчас модно каждую книгу, написанную в СССР подвергать "удумчиваму анализу" и читать "эзоповым языком". Это неудивительно, пропаганда, она такая, проникает в мозг медленно, но верно, и через некоторое время человеку кажется что эти мысли были его всегда, только он этого не понимал до поры до времени...


14 Redrik   (05.01.2010 02:00) [Материал]
Но! Разве этот "некоммунистический мир", про который ты говоришь, не напоминает тогдашний СССР с его пропагандой?
Нет ничего более нелепого, чем стремление выдавать Стругацких за диссидентов и инакомыслящих. Стругацкие были АПОЛОГЕТАМИ будущего коммунистического строя. Ничего уничижительного в моих словах нет - они искреннне хотели того самого "счастья для всех, даром".

Книга подверглась цензуре. Это говорит само за себя.
То что ты называешь цезурой, на самом деле стандартная процедура прохождеия через ГлавЛит (так кажется это называлось). Через это проходил любой печатаемый текст, любой премьерный спектакль. ))) так что ЭТО ни о чем не говорит.))) Потому что тогда даже про книгу Брежнева "Малая Земля" можно сказать что она подверглась цензуре... )))
Так создаются мифы.


15 Nativ   (05.01.2010 02:09) [Материал]
Это неудивительно, пропаганда, она такая, проникает в мозг медленно, но верно, и через некоторое время человеку кажется что эти мысли были его всегда, только он этого не понимал до поры до времени...

Вот именна! Это справедливо для любой пропаганды: хоть коммунистической, хоть капиталистической. Мне кажется, об этом и говориться в книге. А излучение просто усиливает действие пропаганды. Максим это понимал, и использовал, когда воздействовал на Гая, говоря тому, что он должен слушаться только его.


16 Nativ   (05.01.2010 02:15) [Материал]
То что ты называешь цезурой, на самом деле стандартная процедура прохождеия через ГлавЛит (так кажется это называлось). Через это проходил любой печатаемый текст, любой премьерный спектакль. ))) так что ЭТО ни о чем не говорит.))) Потому что тогда даже про книгу Брежнева "Малая Земля" можно сказать что она подверглась цензуре... )))
Так создаются мифы.

Вот поэтому я и спрашивала первоначально: Интересно, читал ли кто и подцензурный, и бесцензурный вариант книги? Сильно они различаются?

32 anatir   (28.04.2017 13:49) [Материал]
Нет.О канонических и неканонических текстах есть у самих АБС.

17 Nativ   (05.01.2010 02:20) [Материал]
"Рядовые читатели, читающие "Обитаемый остров" в советское время, усматривали в книге эзопов язык, связывали книгу с политикой коммунизма или фашизма, воздействием СМИ на общество и идеологической пропагандой ?"

А! Поняла, почему вы на меня набросились. :) Я совсем не хотела сказать, что Стругацкие писали "эзоповым языком". Совсем нет. Я хотела спросить у тех, кто читал книгу в советское время, им мерещился "эзопов язык"?
Советских цензоров, скорее всего смущало, что читатели могут усмотреть аналогию с СССР. Это понятно. Но мне-то интересно, что думали рядовые!! читатели тогда. Есть среди посетителей сайта люди, которые читали эту книгу в советское время? Вот у них!! я спрашиваю.

Т.ч. я вкладывала в свой пост изначально другой смысл. Совсем не тот, в котором вы меня пытаетесь заподозрить. :)


18 Спика   (05.01.2010 09:43) [Материал]
Наташа, а мне кажется, что Стругацкие писали о коммунистическом мире в их представлении, возможно и их придуманный мир Полудня в каком -то смысле является пропагандой коммунизма, но именно коммунизма, а не советского строя. Книга не была пропагандой и критикой, она фантастична и утопична, но я там не вижу эзопова языка - в их воображении появился идеальный мир, где всё справедливо и правильно, в котором живут добрые , сильные и умные люди. Они уже не представляют себе, что может быть иначе и поэтому Максу надо время, чтобы понять как действовать и как можно бороться не со стихиями, а с Человеком,врагом - привыкнуть снова ко злу. Я читала книгу в том возрасте, когда вполне можно было поверить в возможность такого мира, поэтому для меня Остров это не критика СССР - я как рядовой читатель сама была в то время пионеркой , верила в светлое будущее и победу коммунизма, если не завтра, то в обозримом будущем.

19 кибитцер   (05.01.2010 11:58) [Материал]
в их воображении появился идеальный мир, где всё справедливо и правильно
совершенно верно. это обычный "марш несогласных") обычный, я имею в виду - идею, а изложение, конечно, гениальное...

20 Спика   (05.01.2010 12:48) [Материал]
Сейчас читала обсуждение фильма в сети... один диалог порадовал
- Да, а Максим, кстати, и должен быть эдаким идеальным мачо - он же из совершенного мира, где все люди прекрасны и просветленны.
- Хм-м.. Интересные у Вас представления о совершенном мире. Я вот перебираю героев Стругацких - и на идеального мачо тянут разве что Рэд Шухарт и этот... как его... ну, из преисподней который.

Мне кажется это одна из примет нашего времени - пытаться из героев прошлого - и исторических и вымышленных персонажей, сделать людей ,приближённых к нашему времени. Самый простой путь это штамповка, примение клише - и следующий Сталкер уже будет и не таким как у Стругацких и не таким как у Тарковского, а вполне возможно и этаким мачо)) Ничего против некоторых качеств настоящего мачо не имею, но Сталкер даже не такой как у Кайдановского, а такой как в книге - это в каком то смысле уникальный человек, не подходящий под привычные стереотипы, его жизнь - Зона, какой же он мачо...
А диалог который я привела это пример - на героев пытаются натянуть маски, чтобы сделать их более понятными современным зрителям.


21 Redrik   (05.01.2010 13:24) [Материал]
Я совсем не хотела сказать, что Стругацкие писали "эзоповым языком". Совсем нет. Я хотела спросить у тех, кто читал книгу в советское время, им мерещился "эзопов язык"?
В советское время была целая прослойка людей, любимым занятием которых был поиск этого "эзопова языка" или называя вещи своими именами - "дулю в кармане" - везде где можно. Любимовский Театр на Таганке стал популярен в советское время именно потому, что режиссер Любимов сумел уловить эти веяния, потребность советских младших научных сотрудников в поиске дули в кармане, и с удовольствием вставлял их в свои спектакли. Вознесенский, Окуджава - вся их популярность тоже оттуда..
Что касается Стругацких - разумеется были и те кто примерно так читал и их книги. Года полтора назад я в инете нашел высказывание о том, что "Жук в муравейнике" был написан с целью изобразить эзоповым языком, на примере Льва Абалкина, какие трудности испывали советские евреи, когда пытались репатриироваться в Израиль... Ну вот прочитал кто-то так роман, и ничто его уже не убедит в обратном..))

22 Nativ   (05.01.2010 18:10) [Материал]
Борис Стругацкий. Комментарии к пройденному. 1998 г.

Мы взялись за "Обитаемый остров" без энтузиазма, но очень скоро работа
увлекла нас. Оказалось, что это дьявольски увлекательное занятие -- писать
беззубый, бездумный, сугубо развлеченческий роман! Тем более что довольно
скоро он перестал видеться нам таким уж беззубым. И башни-излучатели, и
выродки, и Боевая Гвардия -- все вставало на свои места, как патроны в
обойму, все находило своего прототипа в нашей обожаемой реальности, все
оказывалось носителем подтекста -- причем даже как бы помимо нашей воли
,
словно бы само собой, будто разноцветная леденцовая крошка в некоем
волшебном калейдоскопе, превращающем хаос и случайную мешанину в элегантную,
упорядоченную и вполне симметричную картинку.
Это было прекрасно -- придумывать новый, небывалый мир и еще прекраснее
было наделять его хорошо знакомыми атрибутами и реалиями.

http://www.lib.ru/STRUGACKIE/comments.txt


23 Nativ   (05.01.2010 18:14) [Материал]
Спика, Кибитцер, спасибо, что откликнулись. В ваших комментах я уловила некоторое сходство, но все же они совсем разные.

24 Nativ   (05.01.2010 18:17) [Материал]
Рэдрик, смотри - отсылка к Хемингуэю:

«Всё сгнило здесь, – думал Максим. – Ни одного живого человека. Ни одной ясной головы. И опять я сел в галошу, потому что понадеялся на кого-то или на что-то. Ни на что здесь нельзя надеяться. Ни на кого здесь нельзя рассчитывать. Только на себя. А что я один? Уж настолько-то историю я знаю. Человек один не может ни черта …"

Я сначала сомневалась - ТАК ли? Сегодня проверила - точно! без сомнения! :)


25 Nativ   (05.01.2010 18:19) [Материал]
Еще вот что мне интересно.

Противники Гайдара как оценивают действия Максима по взрыву Центра с целью отключить излучение башен?

Мне кажется, что можно, некоторым образом, сопоставлять эти две фигуры - Гайдара и Максима. :)


26 Lich   (05.01.2010 18:54) [Материал]
"Улица была пуста. Вдоль тротуаров катили навстречу бронетранспортеры с гвардейцами, а далеко впереди, там, где был поворот к департаменту уже стояли поперек дороги машины и перебегали фигурки в черном. И вдруг в колонне бронетранспортеров объявились до тошноты знакомая ярко-оранжевая патрульная машина с длинной телескопической антенной.
- Массаракш... - пробормотал Максим. - Я совсем забыл про эти штуки!
- Ты многое забыл, - проворчал Странник. - Ты забыл про передвижные излучатели, ты забыл про Островную Империю, ты забыл про экономику... Тебе известно, что в стране инфляция?.. Тебе вообще известно, что такое инфляция? Тебе известно, что надвигается голод, что земля не родит?.. Тебе известно, что мы не успели создать здесь ни запасов хлеба, ни запасов медикаментов? Ты знаешь, что это твое лучевое голодание в двадцати процентах случаев приводит к шизофрении? А? - Он вытер ладонью могучий залысый лоб. - Нам нужны врачи... двенадцать тысяч врачей. Нам нужны белковые синтезаторы. Нам необходимо дезактивировать сто миллионов
гектаров зараженной почвы - для начала. Нам нужно остановить вырождение биосферы..." (с)

Nativ если уж ты сравниваешь Гайдара с Максимом, то обрати внимание - Странник вполне конкретно показал ему что уничтожив Центр он совершил необдуманный, мягко говоря, поступок который приведёт к многочисленным жертвам среди мирного населения...
Так что даже сопоставляя эти две фигуры - ты показываешь лишь их общий непрофессионализм и,опять же - мягко говоря, необдуманную имульсивность в поступках повлекшие тяжёлые последствия... Dixi


27 Redrik   (05.01.2010 19:01) [Материал]
Борис Стругацкий. Комментарии к пройденному. 1998 г.

Натив, Борис Стругацкий сейчас может многое говорить. Он в последние годы говорил подчас очень странные вещи. Но Обитаемый остров" написал автор "А.Стругацкий, Б.Стругацкий". Со смертью старшего брата этот автор перестал существовать...


28 Nativ   (05.01.2010 19:05) [Материал]
Но Обитаемый остров" написал автор "А.Стругацкий, Б.Стругацкий". Со смертью старшего брата этот автор перестал существовать...

Да. Это справедливо. Борис Стругацкий САМ об этом говорит.


29 Redrik   (05.01.2010 19:07) [Материал]
Рэдрик, смотри - отсылка к Хемингуэю:
. Человек один не может ни черта …"

Натив, у Хема это выглядит совсем иначе. просто надо цитату приводить полностью:

"Нельзя теперь, чтобы человек один. Все равно человек один не может ни черта..."

Согласись что на самом деле это очень сильно отличается от того что говорит Максим.
Кроме того, не очень понимаю как аллюзия с Хемингуэя увязывается с гайдаровщиной, критикой коммунизма и прочим "эзоповым языком". )))))


30 Nativ   (05.01.2010 19:09) [Материал]
Nativ если уж ты сравниваешь Гайдара с Максимом, то обрати внимание - Странник вполне конкретно показал ему что уничтожив Центр он совершил необдуманный, мягко говоря, поступок который приведёт к многочисленным жертвам среди мирного населения...
Так что даже сопоставляя эти две фигуры - ты показываешь лишь их общий непрофессионализм и,опять же - мягко говоря, необдуманную имульсивность в поступках повлекшие тяжёлые последствия...

Ну что ж!... Приятно, Лих, что ты последователен.


1-30 31-31
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Меню сайта

Чат

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 
Copyright Redrik © 2024
Сайт управляется системой uCoz