Латинская Америка, начало XVI века. Орды жестоких и алчных конкистадоров вторгаются на территорию индейцев ацтеков и инков. Миролюбивые аборигены не в силах противостоять вооруженным до зубов захватчикам, восседающим на неизвестных им животных (лошадях). Подавляющий перевес в техническом оснащении обуславливает победу конкистадоров. С лица земли исчезают великие культуры, унося за собой в небытие тайны своей науки.
В разные годы и в разные эпохи Конкиста и ее основные деятели Эрнан Кортес и Франсиско Писарро подвергалась различным оценкам историков и писателей. Вознесшиеся на вершины своего могущества страны католической Европы (в первую очередь Испания) долго провозглашали их как национальных героев, чему, впрочем, не следует удивляться. В России этих людей считали авантюристами и отщепенцами общества, не имеющими ни чести, ни совести. Особенно ярым нападкам подвергались конкистадоры в советские времена, когда любой процесс колонизацию полежал суровому осуждению. В свою очередь, пострадавшая сторона – индейцы – представлялись мучениками, миролюбивыми созданиями, павшими жертвами коварства и вероломства. В нашу эпоху, когда в литературе и публицистики сильно развит интерес к тайнам древней цивилизации, государства ацтеков и инков изображаются уже чуть ли ни как образец идеального государственного устройства. В фантастических романах писатели смакуют великое будущее планеты, если бы процесс Конкисты удалось остановить, и цивилизация индейцев распространилась на всю территорию Земли. К сожалению, это всего лишь фантастика. Бесспорно, Кортес и Писарро сыграли главную роль в завоевание Америки, но не стоит приписывать всю заслугу завоевания им одним. Как это не парадоксально звучит, эти два авантюриста вряд ли смогли реализовать свои честолюбивые планы, если бы им не помогли… сами же индейцы. Сразу хотим предупредить читателя, что автор не в коей мере не стремится «облагородить» фигуры Кортеса и Писарро, как и сам процесс Конкисты. Безусловно, это были люди алчные, жестокие и беспринципные и что самое главное – они являлись не выродками, а достойными сынами своей эпохи. В них не было жалости к индейцам не потому, что они были плохими людьми, а потому, что любой среднестатистический европеец того времени считал аборигена человеком низшего сорта или не считал его человеком вообще. Естественно, что свои пороки завоеватели пытались прикрывать благородными идеями. Так, например, казнь последнего правителя инков Атауальпы сопровождалась вполне реальными обвинениями, достойными смерти. Атауальпа обвинялся в идолопоклонстве и многоженстве, что было страшным грехом для христианина, и нормой для индейца, который и не стремился стать христианином. Более того, Писарро проявил «милость» к пленнику. Он пообещал, что если Атауальпа примет христианство, его не сожгут на костре, а просто задушат. Свое обещание «милостивый» конкистадор выполнил. И все же зададимся вопросом: почему Кортес и Писарро так легко покорили Америку? Если государства индейцев действительно были столь идеальны, почему же они не смогли отстоять своего существования? Неужели просто честность и благородство были побеждены коварством и жестокостью? Разумеется это не так… Прежде всего, сразу скажем, что главными двигателем Конкисты были отнюдь не колониальные устремления Европейских стран и в первую очередь Испании, а именно авантюристы-одиночки. Испанские короли, нажившиеся на богатствах завоеванных областей, в то же время старались вкладывать минимум в рискованные предприятия, приносившие им эти богатства. Не за спиной Кортеса, не за спиной Писарро королевская власть не стояла. Эти люди своим трудом покорили Америку и, подарив ее Испании, купили себе тем самым «прощение» и почести на родине. Незадолго до отплытия экспедиции в Мексику в 1518 году Кортес был официально отстранен от ее командования Диего де Веласкесем, руководившим завоеванием Кубы. Несмотря на свое отстранение, авантюрист срочно поднял паруса и тайно отплыл, становясь, таким образом, мятежником. Все это говорит о том, что на протяжении своей экспедиции Кортес не мог рассчитывать на какую-либо помощь извне как в людях, так и в боеприпасах. То есть его техническое преимущество перед индейцами должно было быстро кончиться. Что касается Писарро, то, как считают исследователи, на «подвиги» его подвигли удачи и рассказы Кортеса, приходившегося ему дальним родственником (мать Кортеса носила фамилию Писарро). Все экспедиция Писарро готовилась на его скудные денежные средства и средства его редких единомышленников. Только удачное начало похода позволило привлечь в ряды завоевателя новых участников и получить новые субсидии. Конечно, небогатый дворянин не мог организовать крупного и хорошо организованного вторжения. С Кортесом отправилось 508 солдат-испанцев, 200 кубинских индейцев и 109 матросов. Знаменитых всадников, которые якобы так пугали суеверных ацтеков, было всего 16. Также имелось 10 тяжелых орудий и 5 легких пушек. Согласитесь, это очень непохоже на большую и мощную армию завоевателей. В первом же сражение конкистадорам противостояло около шести тысяч индейцев, причем на сильно пересеченной местности кавалерия испанцев оказалась бессильной. Бой длился до заката солнца. Странно, а ведь по нашим представлениям индейцы должны были разбежаться от первого же залпа огнестрельного оружия. Но они почему-то не разбежались. Да и что это было за оружие. Мушкет свободно пробивал латы рыцаря, но требовал уйму времени на перезарядку. Легкие и маневренные индейские войны легко могли справиться с уступавшим им по численности неприятелем. Не будем забывать так же, что испанцы двигались по неизвестной им местности. И этой местностью были трудно проходимые джунгли. Местные жители легко могли вырезать небольшой отряд, скрываясь в непроходимой чащобе. 2 сентября 1519 года произошло еще одно сражение. Как утверждал Кортес, ему противостояло 139 000 ацтеков (!). Конечно, это преувеличение, но если авантюрист преувеличил до такой цифры, вряд ли стоит сомневаться, что противников было меньше чем тысяч 20. И снова победа. Однако лошадей теперь осталось всего 12. То есть суеверные индейцы не постеснялись убить 4 из них. Более того, как утверждает Кортес, испанцы добились победы в рукопашной схватке шпагами. Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы. Первый: неизвестные индейцам новики технического прогресса не наводили на них панического ужаса. Второй: за Кортесом следует все же признать способности полководца, что и делают многие современные авторы. Третий: армия испанцев была не столько лучше вооружена, сколько лучше обучена и подготовлена к бою. Именно в этом следует искать основные причины победы. Что касается Писарро, то его отряд участвовал только в одном единственно сражение (о нем мы скажем чуть позже) и в дальнейшем лишь подавлял разрозненные очаги сопротивления аборигенов. Инки ВООБЩЕ не оказали организованного отпора захватчикам, пока те не вошли в их столицу. Похоже, миф о страхе индейцев перед лошадьми и мушкетами, сыгравший главную роль в их поражении, развеялся. Перейдем к другому мифу. Согласно последним исследованиям индейцы прекрасно знали о существовании белых людей, которых воспринимали как богов. На основании этого делается вывод, что завоевание произошло так легко, потому что индейцы не осмелились противостоять Богам. В советской историографии эта легенда в основном не поддерживалась, так как сведения о знакомстве американцев с белокожими людьми считались вымыслом. Зато советскими авторами делались несколько другие по форме, но абсолютно аналогичные по смыслу выводы. Первый: индейцев поразил внешний вид европейцев, и они по неграмотности приняли их за Богов. Второй: индейцы просто были существа миролюбивые и открытые, и поэтому не оказали захватчикам сопротивление. Как мы уже выяснили, сопротивление индейцы, по крайней мере ацтеки, все-таки оказали. Более того, мирные послы начали прибывать к Кортесу лишь после того, как армии аборигенов стали нести поражение. Так что миролюбие дикарей вызывает сомнение. Да и с Богами воинов Кортеса, по-видимому, отождествляли недолго. Кто же станет сражаться с Богами. Ну а как же инки? Их тоже не следует считать наивными. После того, как Писарро захватил столицу, Атауальпа явился к нему на переговоры во всем своем царском обличие и сопровождаемый огромной свитой. Инка хотел подавить конкистадоров своим великолепием. Разве осмелился бы кто-либо подавить своим великолепием Бога? Атауальпа просчитался, его гордыня привела его в ловушку. 160 (!) человек, неожиданно напав на противника, перебили многотысячный отряд индейцев. Верховный Инка попал в плен. К Богам? Нет, с Богами не торгуются. Атауальпа знал, что перед ним всего лишь смертные, алчущие золота. И он пытался за это золото купить себе жизнь, чтобы потом отомстить. Но он недооценил алчность Писарро. Пора, наконец, ответить на вопрос, что же погубило индейцев в их борьбе за существование. Приведем еще некоторые факты, до сих пор редко афишируемые в истории. На всем протяжении завоевания Мексики Кортес практически не знал ни одного сражения, в котором бы на его стороне не участвовали… индейцы. Причем не уже завоеванные кубинские индейцы, с которыми он приплыл на землю ацтеков, а индейцы Мексики. Численность их в армии авантюриста подчас достигала нескольких тысяч. Это были тотонаки, тласкаланцы и другие народы, мечтавшие, наконец, сбросить иго ацтеков или отстоять свою независимость от их постоянного посягательства. Ведь ацтеки, да, да, тоже были завоевателями, покорившими всю Мексику. И относились к побежденным они не менее сурово, чем испанцы. В «высоко культурном» государстве ацтеков широко практиковались человеческие жертвоприношения, причем производившиеся с невиданной для европейцев жестокостью. Ацтекский правитель Монтесума II мало чем отличался от кровавых европейских королей. Однажды он даже приказал казнить всю дворцовую челядь, опасаясь измены. Явившись на встречу с Кортесом сразу же после его высадки, Монтесума попытался откупиться от конкистадора, но тот рассчитывал на большее. Тогда испанцев попытались остановить силой, но и это не удалось. Когда испанцы вошли в ацтекскую столицу, Монтесума попал в плен. Он не сумел стать подлинным вождем своей нации в трудную для нее минуту, ибо был обычным деспотом, больше переживавшим за свою жизнь. Издевательства захватчиков сломили правителя, и он призвал народ покориться испанцам. И тогда народ убил своего вождя как недостойного править им (впрочем, исследователи называют истинными убийцами самих испанцев, пытавшихся впоследствии приписать свое преступление возмущенной толпе). Почему же не оказали сопротивления инки? Писарро, сам того не зная, явился в страну, которая только что перенесла кровопролитную гражданскую войну. В ходе нее скатилось немало царственных голов, родственники резали родственников. Атауальпа победил своего соперника обманом, таким же обманом, жертвой которого и сам вскоре стал. В империи инков все еще не закончилось противостояние. Она также была далека от совершенства, как и империя ацтеков. У инков существовала жесткая классовая система и вовсю практиковалось рабство. Так что представления о государствах индейцев как о неких идеальных государственных образованиях весьма и весьма ошибочно. Америка была завоевана. Многотысячные народы ее не смогли справиться с несколькими сотнями авантюристов. Две могущественные прежде державы рухнули и ушли в историю. Рухнули не потому, что были слишком честны и открыты и не ведали прежде зла. Рухнули потому, что их устройство было не лучше, чем устройство государств-завоевателей. Рухнули потому, что их правители не сумели повести за собой народ и пеклись лишь о собственном благе. Рухнули под тяжестью внутренних проблем – испанцы лишь подтолкнули качающиеся на глиняных ногах колоссы. За последующую историю Америки кучки разрозненных партизан-индейцев нанесли завоевателям больший ущерб, чем многотысячные армии ацтеков и инков. Таковы неумолимые законы истории… Кортес скончался в Испании в возрасте 62 лет в почете и славе. Писарро погиб на земле инков от рук своих же соратников.
|