Пятница, 11.07.2025, 16:14
TERRA INCOGNITA

Сайт Рэдрика

Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Книги

Андрей Буровский / Пётр Первый - проклятый император
20.01.2010, 01:17

   ...Очень характерно, что молодой Александр Пушкин до Болдинской осени охотно писал стихи о Петре и Петровской эпохе, разразился своей великолепной «Полтавой», но стоило ему всерьез заняться Петровской эпохой, и родился «ужастик» XIX века, «Медный всадник». Впрочем, и без «Медного всадника» поговаривали в Петербурге о том, что в высокую воду, в сильные осенние шторма или в зимнюю вьюгу памятник Петру срывается с постамента, скачет по городу, и якобы даже видели трупы раздавленных чудовищным всадником! ― Правда? Выдумка? Но, во всяком случае, легенда была, а кое–какие остатки её живут в городе и до сих пор; Пушкин писал, основываясь на легенде.
   Интеллигенция, ученые люди считали и по сей день считают Петра символом прогресса и движения вперед, к сияющим высям просвещения. А народная молва наделила памятник Петру всеми особенностями беса! Это мимоходом было сказано к вопросу о том, Бог ли сказал «да будет Пётр»… Уж очень это полемично.
Лев Толстой в молодости тоже очень почитал Петра, чуть ли не благоговел перед ним и собирался писать о нем роман… И тоже только до тех пор, пока не начал собирать материалы для романа. Тут–то Лев Толстой начал иначе отзываться о совсем недавнем кумире:
   «Был осатанелый зверь»…
   «Великий мерзавец, благочестивый разбойник, убийца, который кощунствовал над Евангелием… Забыть про это, а не памятники ставить».
   Остается предположить, что и с Пушкиным, и с Толстым произошло одно и то же ― с малолетства они находились в поле обожествления, обожания, превознесения, крайней романтизации Петра и всей Петровской эпохи. Воспринимали его восторженно не потому, что сами до этого додумались, и не потому, что располагали многими знаниями об эпохе. А как раз именно потому, похоже, что большими знаниями не располагали. Романтически–приподнятое, радостное отношение к Петру меняется по мере узнавания эпохи, по мере изучения документов.
   Тут напрашивается вопрос: интересно, а что сказал бы Ломоносов, проживи он подольше и успей начать составлять не только раннюю русскую историю, до 1054 года, а дойди он до эпохи Петра? Если бы Михайло Васильевич стал бы собирать документы петровского времени, систематически писать об этом времени? Может, было бы так же, как с Пушкиным?
   Другое дело, что отношение к историческим деятелям 90 процентов людей строят не на основе самостоятельного изучения, а принимая какое–то устоявшееся мнение или внимая пропаганде. А тут сто лет, двести лет почти и не слышно было голосов, кроме восторженных.
   И уж конечно, вполне объяснимо, что обожали Петра все экстремисты всех мастей, все радикалы и «революционные демократы». И всё тот же Белинский:
   «Для меня Петр ― моя философия, моя религия, мое откровение во всем, что касается России. Это пример для великих и малых, которые хотят что–либо сделать, быть чем–то полезным».
   Не меньше захлебывается Герцен:
   «Пётр, Конвент научили нас шагать семимильными шагами, шагать из первого месяца беременности в девятый».
   Здесь характерен не только сам по себе восторг, но и отождествление Императора с революционным французским Конвентом. Пример Петра оказывается не менее важен для «революционера–демократа», «разбуженного декабристами», чем пример французских революционеров, ― как интересно! Уже этого примера достаточно, чтобы предположить ― видимо, на примере Петра учились и другие любители прыгать «из первого месяца беременности в девятый».
   По крайней мере, и Маркс, и Энгельс, и Троцкий, и Вовка Ульянов ― все они были величайшими сторонниками Петра, его восторженными поклонниками.
   Веками, десятилетиями о Петре Великом, Петре I, говорилось исключительно самыми торжественными словами: великий реформатор! Великий человек! Великий просветитель! Отец народа! Создатель Империи!
   «Великий муж созрел уже в юноше и мощною рукою схватил кормило государства»,
― вещал Н.М. Карамзин (Карамзин Н.М.  Записка о древней и новой России. М., 1991. С. 31.).
   «…Богатырь физически и духовно»,
   «невиданный богатырь, которому грузно было от сил, как от тяжелого бремени… ему тесно было в старинном дворце кремлевском, негде расправить плеча богатырского…»
― так пишет о нем С.М. Соловьёв (Соловьев С.М.  История России с древнейших времен. Книга VII. М., 1962. С. 183).
   И далее, в таком же эпическом стиле: «Молодой богатырь рвался из дома от матери ― поразмять плеча богатырского, спробовать силы–удали молодецкой»; «…герой–преобразователь, основатель нового царства, а лучше сказать, новой империи…»
   В этом хоре славословия звучат голоса величайших историков России ― В.Н. Татищева, Н.М. Карамзина, Н.М. Соловьева, В.О. Ключевского, Е.В. Тарле, В.В. Мавродина. В этом же хоре ― голоса А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, А.Н. Толстого и К.Н. Симонова, В.Н. Ге и В.В. Сурикова. Петра возвеличивают всеми возможными литературными и художественными средствами.
   Трудно усомниться в истинах, которые несут и возвещают ТАКИЕ имена, ведущие деятели русской культуры прошлого и настоящего.
   Даже либеральный петербургский историк Е.В. Анисимов называет Петра «великим реформатором», скрупулезно перечисляя, что он оставил после себя:
   «Последний рекрутский набор состоялся в 1874 году, то есть спустя 170 лет после первого (1705). Сенат существовал с 1711 по декабрь 1917–го, то есть 206 лет; синодальное устройство Церкви оставалось неизменным с 1721–го по 1918–й, то есть в течение 197 лет, система подушной подати была отменена только в 1887 году, то есть 163 года после её введения в 1724 году».
(Анисимов Е.В.  Пётр Первый: рождение империи // История отечества. Люди, идеи, решения. М., 1991. С. 186)
   Правда, уже в XVIII веке прозвучал совсем другой голос ― князя Щербатова, с его великолепной, ядовитой и умной книгой ― «О повреждении нравов в России». Князь Щербатов вполне серьезно полагал, что нравы допетровской Руси были здоровее, «правильнее» возникших позже и что для нравственности народа лучше было бы вообще обойтись без реформ. Но, во–первых, мало кто прочитал эту книгу и в XVIII, и даже в XIX веке ― опубликовали–то ее только в 1888 году. Князь Щербатов писал если и не лично для себя, то для какого–то сверхузкого кружка; для тех, кто может понять его аргументы и кого не опасно допускать до критики выбранного Россией пути, то есть для аристократов ― причем аристократов и по своему материальному положению, и по уровню образования, и по нравственным качествам.
   Во–вторых, и князь Щербатов не сомневался в пользе Петровских реформ. Да, они ужасны по своим методам. Да, привели к чудовищным последствиям. Но это ― совершенно необходимые реформы. С точки зрения князя Щербатова, не будь петровского «рывка», России потребовалось бы 275 лет, чтобы добиться того же уровня развития, которого она достигла за 50 лет, к 1775 году. Если бы не реформы Петра, Россия продолжала бы отставать и оказалась бы сожранной и разорванной на части европейскими державами.
Не будем оспаривать конкретных цифр, не в них дело. Гораздо важнее, что в основных чертах князь Щербатов определил критику Петра и петровского времени на десятилетия и на века вперед.
   С точно таких же позиций написаны и «День Петра» Алексея Толстого, с его прямо–таки зловещим колоритом; ведь и там старообрядец Варлаам, выведенный злейшим врагом и «оппонентом» Петра, ― это дикий фанатик, не способный предложить ничего, кроме возвращения назад.
Таковы же эскапады Бориса Пильняка: никакой альтернативы сделанного Петром не рисуется, просто изображается отвратительный, вечно пьяный сифилитик и урод (Пильняк Б.  Его Величество Кнесь Piter Komandor. Пг., 1922).
   Беда даже не в том, что эти голоса критики раздавались недолго ― от тех времен, когда реформы Александра II сделали политический климат Российской империи не таким душным, выбросили в печать множество документов, которые раньше практически никто не знал или знал в очень недостаточном объеме. А окончились любые критические высказывания к «году великого перелома», 1929–му, когда ЦК рядом постановлений объяснил всем и раз навсегда, что Иван IV Грозный, Пётр I и некоторые другие персонажи русской истории ― вне критики. Пильняка коммунисты убили довольно быстро, в 1937–м, а Алексей Толстой сделался придворным сталинским писателем и создал насквозь лживый, до отвращения холуйский роман «Пётр I», в котором, конечно же, не повторял прежних «ошибочных оценок».
   Почти все триста лет императорского периода критика Петра оставалась, во–первых, крайне осторожной и допускалась исключительно в кругу людей, в чьей лояльности Империя не могла сомневаться. В устах любых других людей такая критика тут же превращалась, в лучшем случае, в кощунство, а то и попросту в подрывную деятельность и в подкоп под могущество государства Российского.
   Во–вторых, эта критика оставалась всегда чисто морализаторской. Никто не предлагал альтернатив, не пытался понять ―, а что происходило бы в России и во всей Восточной и Северной Европе, если бы Петр за пьянками и «Всешутейным Собором» позабыл бы свои знаменитые реформы или если бы вообще Петра придушили в раннем детстве и не возникло бы в истории государства Российского никакого такого царствования Петра....
----------------------------------------------
 "Скачайте всю книгу в нужном формате и читайте дальше" 
 
                                          

Категория: Книги
Всего комментариев: 10
1 ukrezi   (20.01.2010 12:31) [Материал]
Ох уж эти ниспровергатели... это прям какая-то идеология маразма или клиника.
Впрочем, Бог им судья.
Удивление могут вызвать только люди, готовые отдать деньги за сомнительное "удовольствие" читать подобный бред.

2 Redrik   (20.01.2010 15:38) [Материал]
Ох уж эти ниспровергатели... это прям какая-то идеология маразма или клиника.
Это не ниспровержение. Это попытка альтернативного взгляда и истолкования известных письменных источников. На это любой имеет право. Почему все должны иметь на Петра единую точку зрения, совпадающую со сталинским лизуном Алексеем Толстым? И почему любое другое мнение является маразмом и клиникой? По мне так маразмом являются все советские агитки про Петра Первого.

Удивление могут вызвать только люди, готовые отдать деньги за сомнительное "удовольствие" читать подобный бред.
Окей. У меня тоже есть эта книга в бумажном варианте. Буду знать, какое удивление я у вас вызываю.


3 ukrezi   (20.01.2010 18:41) [Материал]
Это попытка альтернативного взгляда и истолкования известных письменных источников. На это любой имеет право. Почему все должны иметь на Петра единую точку зрения, совпадающую со сталинским лизуном Алексеем Толстым? И почему любое другое мнение является маразмом и клиникой? По мне так маразмом являются все советские агитки про Петра Первого.
Это не попытка. Жанр в котором творит сей автор можно определить, как антиисторическая публицистика. Фэнтези товарищу бы писать (но тут без таланта трудно будет).
А Петр Первый, - фигура сложная, многогранная (как, кстати, и товарищ Сталин), и ни какие агитки советские, "буровские" или еще какие не в состоянии "объять необъятное". Разница только в том, как мне видится, что советской концепцией двигала идеология, а у Буровского конъюнктура.
Окей. У меня тоже есть эта книга в бумажном варианте.
Вы её прочли? Позвольте узнать Ваше мнение.

4 Dreise   (20.01.2010 20:37) [Материал]
Петра стали прославлять еще до Сталина и его лизуна Толстого Алексея. Видимо с Елизаветинских времен. Да, Петр пытался сделать хорошо, но получилось по-черномырдински. Буровский не первый поднимает эту тему. Был такой Солоневич Иван, он тоже разоблачал культ Петра. Да, этот царь превратил Россию в концлагерь. Однако не смотря на это его чтут и будут чтить, как чтут Екатерину Великую, которую проклинал Пушкин. Так оно и будет продолжаться.
А у Буровского, хоть и скрытая руссофобия, но кое что почерпнуть можно.

5 KOTik   (21.01.2010 03:34) [Материал]
Я поклонник Буровского. Не скажу что всегда согласен с его взглядами на историю как процесс но, чего у него не отнять так это профессионализма!
Есть практически все его книги в бумаге ...
Особенно рекомендую "Евреи которых не было" очень интересный взгляд...
Данные книги есть перепечатка его 4-х томника История Государства российского...
Уж не знаю где вы там У Буровского нашли руссо да еще и фобию ... Его уж скорее в наци записывать нужно :-)

6 ukrezi   (21.01.2010 14:04) [Материал]
Мой взгляд на Буровского как явление:
(Намерено утрирую)
Живет человек. Неглупый человек, - занимается археологией, палеолитом. Нашел свою "нишу" (хотя по образованию - школьный учитель). Пишет статейки в научные в узкопрофильных изданиях, защищается. Но тут размеренный ритм благополучия нарушается, - перестройка, развал Союза.
И после некоторого периода барахтанья человек хватает спасительную соломку, - займусь-ка другим периодом.
Да не просто займусь, - буду печь "горячие пирожки". А что бы бойчее расходились можно и фобий всяческих подпустить. Включаем конвейер, и даем "стране угля", пока народ "хавает". Помница, Михаил Веллер, (соавтор Буровского по "Гражданская история безумной войны") жаловался как-то, - когда де писал нормально, в издательствах даже и не читали. А когда стал писать байки-они пошли на "Ура".
Тут еще один нюанс надо учесть: историки - специальность боле всех травмированная научным марксизмом-ленинизмом. Я бы сказал, - контуженая на всю голову. Отсюда наверное и метания всяческие в ноосферологию.
Как явление, Буровский имеет право для существования, - для отдыха и развлечения мозга, но не для засерания оного.

7 Marfa   (22.01.2010 02:15) [Материал]
Данную книгу не читала. Но критику реформ Петра Первого не рн начал. И критика этого деятеля вызывает мое величайшее сочувствие. Кроме упомянутого уже Солоневича, читайте Башилова "Робеспьер на троне". Карамзин тоже не жаловал особо, хоть из политесу критиковал дипломатично

8 KOTik   (22.01.2010 03:12) [Материал]
ukrezi не хочу обидеть ... но Вы биографию то его читали ???
(р. 07.07.1955) — спец. в обл. соц. филос. и ноосферологии; д-р филос. наук, проф. Род. в г. Красноярске. Окончил ист. ф-т Краснояр. гос. пед. ин-та (1980). В 1992—1995 — зав. лабораторией "Ноосферная школа" Краевого ин-та усовершенствования учителей. С 1995 по наст. вр. — директор Центра ноосферного образования. Преп. кафедры теории и истории культуры Краснояр. гос. ун-та. Докт. дисс. — "Возникновение и проблематика антропоэколо-гии". Б. разработал концепцию антропогеосферы. Ант-ропоэкология рассматривается как раздел новой обл. филос— "ноосферологии". Антропоэкология осмысливает "Земной шар с мыслящим веществом". Разрабатывается теория антропогеосферы, учение о ее структуре, о выделении ее элементарных ячеек — антропогеоцено-зов и антропогеосистем. Исследуются закономерности динамики и истории антропогеосферы. Автор и разработчик концепции ноосферного образования, пед. системы, представляющей собой экстраполяцию идей В.И.Вернадского и представлений совр. ноосфероло-гии на сферу пед. деятельности. Ноосферное образование призвано создавать для обучаемого цельную картину мира, предполагающую единство человека и остального мироздания. Б. — предс. Красноярского отд. Междунар. академии ноосферы.

9 ukrezi   (22.01.2010 11:22) [Материал]
KOTik, меня обидеть? - надо очень постараться, да и то сомневаюсь...
Что такое биография? - слова за которыми можно скрыть что угодно или сделать из мухи слона.
Родился вроде бы в Таганроге?
Что такое ноосферология? - пока что это воздушный шарик который может надувать один лишь Буровский?
Это очень заманчиво поставить свое имя рядом с Вернадским. Только сдуется этот шарик или лопнет - покажет время.
А времени на век Буровского хватит.
Я тоже не хочу ни кого обижать, - но я знаю цену званиям и научным степеням, особенно в сфере где нет четких критериев оценки.

10 Вольный   (08.09.2010 16:19) [Материал]
Честно говоря, терпеть не могу (чисто субьективно) Буровского. По-мне, низкий и завистливый человек с кучей комплексов, огромным самомнением. Да и взгляды у него меняются как перчатки. Пару дней назад смотрел передачу, где он описывал допетровскую Россию (Московское государство) демократической и прогрессивной, и всячески нахваливал, хотя сам в книгах называл ее дикой, грязной азиатчиной и откровенно обливал помоями. Вообще не люблю людей двух формаций законченных патологических расистов и прозападных либералов- русофобов. Этот тип умудрился вместить обе сомнительные ипостаси. Тут писали, что он не русофоб, но как еще назвать человека, который откровенно жалеет, что Россия вообще появилась и что ее не завоевали более "прогрессивные" европейские страны. По Буровскому, мы сплошная дикость, деспотия, рабство, крепостничество и азиатство. Как будто в азиатском есть что-то постыдное.
Вообще, через все его творчество сплошной красной нитью проходит банальная зависть к соратнику по цеху А. Бушкову. Насколько я слышал они раньше были друзьями и именно Бушков протащил буровского в публицистику. Даже прикрыл первую книгу своим именем и брендом (тогда уже раскрученным), вот только до уровня Бушкова ему далеко. Бушков тоже тот еще фантазер, но в таланте ему не откажешь: хороший язык, остроумие, крепкая доказательная база. А у Буровского только морализаторство и завывания, одни эмоции. Отсюда постоянные попытки "сделать себе имя", сплошной эпатаж (когда нет таланта), " самый скандальный, самый неудобный историк". Вот такое вообще мнение.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Меню сайта

Чат

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 
Copyright Redrik © 2025
Сайт управляется системой uCoz