Владимир Новиков / Высоцкий / Жизнь замечательных людей
26.05.2009, 20:54
Есть такая легенда сравнительно недавнего времени – о том, как знаменитый театральный режиссер впервые встретился с «большим человеком», долгие годы возглавлявшим КГБ, а затем, перед самой своей кончиной, постоявшим даже около года во главе КПСС и Советского государства. Видный государственный и партийный деятель первым делом искренне и сердечно поблагодарил режиссера за то, что тот не принял в свой знаменитый, хотя официально и не признанный театр его сына и дочь, рвавшихся на сцену. Были ли у этих номенклатурных детишек природные актерские данные? Да какое это имеет значение! Мудрый папаша прежде всего желал оградить их от того, что Некрасов называл «пыткой творческого духа», а эта штука посильнее, чем пытки в лубянских подвалах! И ведь заметьте: и от нищеты, и от карьерных сложностей мог он защитить их без труда: устроить на работу хоть во МХАТ, даже обеспечить званиями «заслуженных артистов», но... Но здесь мы немного забежали вперед, вернемся к Владимиру Высоцкому, который с января пятьдесят шестого года снова посещает кружок Богомолова, где ставится спектакль «Трудовой хлеб» по Островскому. Для экзамена Владимир Николаевич советует ему готовить что-нибудь из Маяковского – скажем, монолог из «Клопа». Маяковским актерская память Высоцкого набита до отказа – очень уж хороши стихи этого автора для работы голоса! На Пушкине и Лермонтове так не разгуляешься. Вот три строки, одного, казалось бы, размера: «Когда не в шутку занемог», «В тумане моря голубом», «Светить – и никаких гвоздей!». Первые две лучше всего произнести ровно, на одном тоне, паузы и логические ударения будут манерностью. А «маяковскую» строчку никак не прочитаешь монотонно, смысл будет не тот. Здесь стих уступами идет, преодолевая преграды. И голос Высоцкого чем-то похож на голос Владимира Владимировича, пробивающийся сквозь свист старой звукозаписи... Но кое-кто считает, что слишком хрипло Высоцкий звучит. Нина Максимовна, услышав такие закулисные слухи, даже сводила сына к одной врачихе, дочери знаменитого отоларинголога. Ничего, та сказала, голосовые связки в полном порядке. Написала справку, что со временем голос изменится, что его можно поставить. Может быть, стоит самому потренироваться, очистить горло от хрипа? Но как-то не хочется опускаться до стандартного, на всех похожего фальцета. В июне, пройдя конкурс и сдав экзамены, Высоцкий поступает в Школу-студию МХАТ. Много в Москве театральных вузов: ГИТИС, Щукинское училище при Вахтанговском театре (в просторечии – «Щука»), Щепкинское при Малом («Щепка»)... Но МХАТ – это фирма, это классический вариант. На уровне ремесла полезно овладеть традицией, а потом – твори, выдумывай, пробуй, если у тебя фантазия имеется. Тот же Маяковский, сидя по молодому делу в Бутырке, сочинял вполне классические стихи, а потом уже разошелся: «Багровый и белый отброшен и скомкан...» Или Малевич, который, прежде чем ошарашить мир «Черным квадратом», в совершенстве овладел техникой традиционного портрета и пейзажа. А актер для начала должен научиться красиво говорить, ходить, держаться с достоинством. «Мхатовский говорочек», как его Маяковский называл, – это русский язык в идеальном виде. Здесь учат не глотать звуки, не злоупотреблять всякими небрежными «щас» и «скоко», твердо произносить "с" в словах «боюсь», «боялся», читать по-старинному: «Белеет парус одинокый», и фамилии подавать красиво: «Маяковскый», «Высоцкый». Конечно, не везде такая речь уместна, но владеть ею – роскошь. Аристократизм – это не жесткий стандарт, это способ проявить индивидуальность. Преподавательница манер Елизавета Георгиевна Волконская сразу сказала: «Володя, не пытайтесь делать из себя графа, постарайтесь стать Высоцким, может быть, тогда у вас и появится благородство». Сама-то, между прочим, сидит нога на ногу, в зубах папироска и притом аристократично!...
Я не понимаю, зачем нужны биографии Высоцкого. Он был замечательным поэтом но нехорошим человеком. Ладно Влади - она писала по принципу"Собака хозяина - хозяин собак"... Лучше все-таки быть знакомым с творчеством а не с жизнью поэта
Лучше быть знакомым с биографией поэта.Если ,действительно, интересует его творчество. Но если "Он был замечательным поэтом но нехорошим человеком."-цитата из его биографии,то такие биографии точно не нужны.
пил он много...очень много...но поэт и певец каких больше нет и небудет),биографию не читал но в папашкиной коллекции досих пор есть серия пластинок Высоцкого)))
проживая в одной жизни сотни жизней других-и талант и проклятие.Какая душа и мозги в силах это выдержать?Хорошим или плохим человеком был Семёныч-судить его знакомым и приближённым.Я,например тоже не подарок.Для меня он был УНИКАЛЬНЫМ,неординарным...... и мне этого достаточно для уважения и ...преклонения...И "ушёл",наверное вовремя....Иначе Афган и Перестройка сорвали-бы ему "крышу" окончательно.
Иначе Афган и Перестройка сорвали-бы ему "крышу" окончательно.
И с героином в Москве полегче стало бы. А то аж в самый Париж приходилось бедняге за ним ездить. Хорошо хоть (о какое удачное совпадение!) жена француженкой оказалась.
Недавно подумал о Высоцком. Что мне интересно в нем? Его роли в кино , его военные песни и баллады на средневековую тематику. Остальное, типа "Зин, идем со мною в магазин", " В таксе не содють", " Лешачиху свою бил и вопил" и тп мне уже не интересны, прерболел. А именно за подобного рода песни и любили Владимира Семеныча. Почему? Потому, что они на тот момент были некоей отдушиной на фоне официоза. По радио такого не передавали. И это вызывало интерес, да плюс простонародная речь этих песен. Ну кто споет про алкаголика? А тут Высоцкий. Не военные песни, типа " Он не вернулся из боя" сделали ему имя, даже не песни про скалолазов, а песни про маргиналов. А каков он был в жизни, плохой или хороший, то дело его и его окружения. Он ни кого не убил и не ограбил. Не думаю, чтобы он стал востребованным в перестройку и в наше время,когда подобного рода бардов пруд пруди. Затерялся бы.
Денег за свои выступления он не брал, достоверно известно. Когда с одного из учреждений мужики скинулись на вечеринку с приглашением Высоцкого, он согласился выступить, но деньги не взял, а сказал, что надо приобрести несколько ящиков водки, один из которых он будет употреблять сам, а остальные приглашенным (точное количество ящиков и приглашенных не помню). Не думаю, что он принял бы постперестроечные порядки.
"Денег за свои выступления он не брал, достоверно известно." А чёс по городам Советского Союза он делал исключительно из любви к пению.)) Оберст, открою страшную тайну (хотя вы мне не поверите) - у Высоцкого были самые высокие в ССР гонорары за концертные выступления...
Я ни в коем случае не подвергаю сомнению этот факт, наверняка он абсолютно достоверен. Я говорю про то что слова "Денег за свои выступления он не брал" - не соответствуют истине. Высоцкий был ОЧЕНЬ обеспеченный человек, именно благодаря своим концертам.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация |
Вход ]