История знает немало примеров фальсификаций. Произведения искусства
подделывались еще в Римской республике, но голландского художника Хана
ван Меегерена (1889–1947) нередко называют «величайшим фальсификатором
всех времен и народов». В первой половине XX века, когда весь мир сходил
с ума от вновь открытого Вермеера, он с маниакальным упорством стал
создавать подделки, выдавая их за творения делфтского мастера и других
живописцев XVII века, и достиг такого совершенства, что лучшие
специалисты не могли отличить фальшивки от подлинников, а крупные музеи
покупали их за огромные деньги. Одна из подделок попала в личную
коллекцию Геринга! Однако «дело Меегерена» примечательно еще и
тем, что он старался не только ради денег, то есть не был вульгарным
мошенником. Таким изощренным способом он решил отомстить – и отомстил –
искусствоведам и критикам, которые не пожелали признать талант
Меегерена-живописца, а вот выполненные им подделки провозгласили
шедеврами.
Страх — одно из самых древних и распространенных человеческих чувств.
Естественно, мировая литература уделила страху немало внимания. Одним из
писателей, чей вклад в «ужасный» жанр особенно значителен — американец
Говард Филлипс Лавкрафт, которого считают одним из основателей
современной литературы ужасов. Другой известный американский фантаст,
Лайон Спрэг де Камп, «возродивший» Конана-варвара, в 1975 году выпустил
подробную биографию Лавкрафта. Лавкрафт — довольно сложная и
противоречивая личность, но написать толковую книгу о нем непросто. Есть
авторы, писать о которых одно удовольствие — в их жизни происходило
немало ярких событий. Лавкрафт большую часть жизни он сидел на одном
месте, и писал, писал, писал… Причем, не только книги, но и письма — его
эпистолярное наследие колоссально. Будь во времена Лавкрафта интернет,
он бы, наверное, не вылезал из блогов и форумов! Впрочем, Спрэг де
Камп, как настоящий творец, с успехом смог проникнуть в душу своего
знаменитого «предмета». Причем, не принижая значения Лавкрафта для
мировой литературы, но и не возводя его на невероятной высоты пьедестал:
«Его Миф Ктулху — вымысел, стоящий в одном ряду со Страной чудес Льюиса
Кэрролла, Барсумом Берроуза, Зимиамвией Эддисона, Страной Оз Баума,
Гиборейской эпохой Говарда и Средиземьем Толкиена». Одна из
главных проблем биографического жанра — конфликт между внешней
занимательность и научной достоверностью. Книга Де Кампа по-настоящему
интересна и по-хорошему художественна, в то же время — перед читателями
вполне грамотное литературоведческое исследование, хоть и небесспорное.