История знает немало примеров фальсификаций. Произведения искусства
подделывались еще в Римской республике, но голландского художника Хана
ван Меегерена (1889–1947) нередко называют «величайшим фальсификатором
всех времен и народов». В первой половине XX века, когда весь мир сходил
с ума от вновь открытого Вермеера, он с маниакальным упорством стал
создавать подделки, выдавая их за творения делфтского мастера и других
живописцев XVII века, и достиг такого совершенства, что лучшие
специалисты не могли отличить фальшивки от подлинников, а крупные музеи
покупали их за огромные деньги. Одна из подделок попала в личную
коллекцию Геринга! Однако «дело Меегерена» примечательно еще и
тем, что он старался не только ради денег, то есть не был вульгарным
мошенником. Таким изощренным способом он решил отомстить – и отомстил –
искусствоведам и критикам, которые не пожелали признать талант
Меегерена-живописца, а вот выполненные им подделки провозгласили
шедеврами.